ВЕРА - Страница 7

Согласно Павлу, вера является одной из трёх так называемых богословских добродетелей, наряду с надеждой и любовью (1 Кор. 13:13). Его учение об оправдании одной верой есть только иная форма его воззрения о получении спасения даром, принятая им в интересах борьбы и полемики с иудеями. Эта форма лучше всего подчёркивала всеобщность спасения во Христе. Христианское понимание апостолом Павлом веры содержится в главе 11 Послания к Евреям, которое открывается определением: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Отсюда следует, что вера Нового и Ветхого Заветов одинакова, она есть акт послушания и проявляется в уповании на Бога, Который «силён и из мёртвых воскресить» (Евр. 11:19). Это понимание получает развитие в христианской мистико-аскетической традиции, согласно которой реализацией веры является опыт благодатного приобщения человека к Богу, так что в период утраты этого опыта она выступает не столько как вера в Бога, сколько как вера в несомненность уже случившейся мистической встречи с Богом. В данном случае предметом и «истиной» веры является сама Божественная Личность, в драматических отношениях с Которой пребывает верующий. Здесь вера – это целостный личностный акт человека, объединяющий действие «ума» и «сердца», так что различение ортодоксии (правильного содержания веры) и ортопраксии (правильной реализации веры) теряет смысл. Одним из признаков, входящих в содержание понятия веры, является также мысль о воздаянии (Евр. 11:6, 26). Своеобразным представляется учение о вере с послании Иакова, которое складывалось в противодействии воззрениям, опиравшимся на взгляды Павла. Вопреки Павлу, который говорит, что только вера созидает спасение, Иаков утверждает: одна вера оправдать не может, её должны восполнять дела (Иак. 2:21 и сл.; ср. Рим. 3:28, Гал. 2616). Но из того, что он опирается на Книгу Бытия (15:6), так же, как это делал и Павел, исследователям видно, что настоящие взгляды апостола язычников остались не затронутыми: Павел всегда требовал «веры, действующей любовью» (Гал. 5:6). В основании расхождения лежит различное понимание веры. Апостол Иаков имеет в виду веру, которая не сопровождается никакими делами; с его точки зрения, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). В последующей истории христианства вопрос о вере подвергся энергичной разработке со времени появления лютеранства. Спор заставил обе стороны (и католиков, и протестантов) тщательно формулировать всё, что стоит с ним в связи, в своих символических книгах и богословских трактатах. Так в христианском богословском контексте вера стала соотноситься со знанием, при этом различается то, во что верят («fides quae creditor»), и сама возможность веры («fides qua creditor»). Главным предметом пререканий служит отношение веры и добрых дел. Католики допускали утверждения, которые волновали протестантов и вызывали с их стороны острую формулировку вопроса об «оправдании верой». Они считали, что Бог дарует вечную жизнь за соответствующие усилия со стороны человека, действия как remunerator (воздающий), а отношения между Богом и человеком мыслятся в виде договора. Отсюда видная роль понятия заслуги (meritum). Человек, рассчитывающий на блаженство за гробом, должен иметь дела, благодаря которым он заслуживает вечную жизнь. Договор всегда обязывает обе стороны. Совместным действием собственных усилий и предваряющей благодати (gratia dei praeveniens) человек добивается оправдания (justificatio). Из грешников мы становимся оправданными (ex injustis – justi), а оправдание (justificatio) создаёт праведность (justitia). Эта праведность должна возрастать в течение всей жизни, а это возрастание праведности приобретается добрыми делами, при содействии веры (cooperante fide operibus bonis). И вечную жизнь Бог дарует как воздаяние за добрые дела, а добрые дела – это те поступки, которые выполняют «заповеди Бога и Церкви». Именно этот пункт больше всего раздражает протестантов, которые в своих символических книгах часто и настойчиво выдвигают мысль об «оправдании верой».

 



 
PR-CY.ru