ВЕРА - Страница 5

Особой статус и значение феномен веры приобретает в религиях теистического направления (собственно, теизм и конституируется как вероучение, фундированное представлением о персонифицированном характере божества, предполагающем лично прочувствованную и напряжённо переживаемую веру). Эволюция теизма рассматривается исследователями как усиление позиции веры и всё более ощутимая её акцентуация. Так, применительно к христианству, если в Средние века вера воспринималась как данность верующего сознания и выражалась, в первую очередь, в благих делах и праведности поведения (медиевальное religious как синоним монаха) и послушания («и бесы веруют и трепещут»), то в протестантской сотериологии (учении о спасении) доминирует постулат о спасении «верой единой» (принцип «sola fide»). Считается, что защитники веры должны вместе с немецким философом-идеалистом, представителем так называемой философии чувства и веры Фридрихом Генрихом Якоби (1743–1819 гг.), величать рассудок «прирождённым богохульником», а представители знания – отводить вере место рядом с умопомрачением и суеверием. К необходимости усвоить такую точку зрения на отношение между верой и знанием подводит и история: если в Средние века знание страдало от веры, то в Новое и Новейшее время вера стала терпеть от знания. Конфликт, пережитый в XVIII в., заставил родоначальника немецкой классической философии Иммунуила Канта провести между ними резкую границу. То же самое сделал в XIX в. немецкий протестантский теолог Фридрих Шлейермахер (1768–1834 гг.), и на том же настаивала богословская школа Альбрехта Ричля (1822–1889 гг.) в Германии. При всём рационализме западной традиции феномен веры, тем не менее, осмысливается в её контексте в качестве ценности высшего порядка, и категория веры выходит в фундаментальную для европейской культуры аксиологическую формулу «вера – надежда – любовь». Семантическая аранжировка и статус феномена веры в той или иной культуре во многом зависят от специфики соответствующей религиозной традиции, – в первую очередь, от принадлежности или непринадлежности последней к такому направлению, как теизм. Религии теистского типа, сконцентрированные вокруг феномена веры, задают в осмыслении категориального строя культуры аксиологический вектор её акцентировки как ценности. Показательно, что учение православной церкви о вере не сформулировано с такой отчётливостью, как у протестантов и католиков; как и учение о благодати (оно ещё ждёт своей разработки). Католическая церковь выступала и выступает с обоснованием веры, стараясь поставить науку в «определённые границы». Первый Ватиканский собор (1869–1870 гг.) провозгласил анафему всякому, кто будет считать утверждения науки истинными тогда, когда они противоречат религиозному учению. В «Догматическом уставе католической веры» этого собора вместе с тем говорится, что вера не должна быть слепым движением души, и что не может быть никакого действительного расхождения веры и разума, т.к. знания произошли от Бога. Папа Пий XII (1939–1958 гг.) неоднократно выступал с заявлением, что «церковь – друг науки», при этом, отметив, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь её от «ошибок против веры». Дисциплинарно теологическая интерпретация веры предполагает её истолкование не только и не столько как умственной убеждённости в бытии Божьем, сколько как тотальную эмоционально-психическую установку переживания себя как пребывающего «в руках Божьих». Интеллектуализация веры, предметное содержание которой расширяется до масштабов сложной вероучительной системы, одновременно имеющей характер «христианской философии», происходит в христианстве, где религиозная вера приобретает преимущественно сотериологический характер (спасения). Признание «факта существования» Бога и определённых богословских представлений как истинных, а также установка на взаимные отношения с Богом и Христом как Его посредником имеют целью, прежде всего, спасение в вечности, т.е. избавление от духовной гибели и достижение общения и единства с Богом не только в этой жизни, но и в загробной.

 



 
PR-CY.ru