ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО - Страница 3

В восточной же галерее расположен вход в знаменитый зал Капитула, который без преувеличения можно назвать жемчужиной английской готики. Стоящий особняком, зал имеет форму многогранника, характерную и для других английских залов Капитула. Каждая грань (за исключением двух) – это огромные, во всю ширину стены стрельчатые окна, обрамлённые рядами тонких мраморных колонок и заполненные ярким многоцветном гигантских витражей. Повсюду (и в сложном каменном оконном переплете, и в резной аркаде, обегающей зал под окнами) повторяется мотив грациозной стрельчатой арки с завершением в виде трёхлистника. Ритм линий, удивительно музыкальный, простой и изысканный одновременно, создаёт ощущение гармонии частей и целого. Резные каменные детали совершенны по исполнению, а пол, выложенный изразцами XIII в. (в рисунке которого часто повторяется узор готического окна – «розы») радует взгляд. Но всё это замечаешь уже потом, а сначала, войдя в помещение, видишь только одно: тонкий пучок мраморных колонок в центре зала, от которого во все стороны, как крона пальмы, расходятся нервюры свода. Пространство, занимаемое сводом (около 18 м в диаметре), кажется несоразмерно большим для такой лёгкой опоры. Однако всё тщательно рассчитано. Вынесенные наружу могучие контрфорсы и упорные арки надёжно гарантируют сохранность здания. Красота здесь (как в остальных частях аббатства, относящихся к началу английской готики) заключена и в убранстве, и в самой логике конструкции. Почти с самого начала своей истории зал Капитула исполнял двоякую роль. Законченный в 1253 г. и предназначенный для монастырских собраний, он уже с 1282 г. стал одним из мест заседаний палаты общин. В 1540 г., после роспуска монастырей, зал перешёл в собственность короны и вплоть до 1865 г. использовался как помещение государственного архива. В подземелье под залом Капитула ещё с XIII в. находилась королевская сокровищница, в которой хранились регалии, пока в 1660 гг. они не были переведены в Тауэр. Среди лучших памятников готической архитектуры Англии особо выделяются сравнительно небольшие залы капитулов и капеллы. Одна из самых знаменитых (капелла Генриха VII) находится именно в Вестминстерском аббатстве. Созданная как усыпальница в первой четверти XVI в., она представляет собой один из лучших (если не лучший) памятников поздней английской готики, выстроенный в так называемом «перпендикулярном» стиле. Правомочность этого названия становится понятной, если посмотреть на капеллу снаружи. Огромные окна имеют характерный рисунок переплёта с пересекающимися под прямым углом горизонтальными и вертикальными линиями. Более того, даже поверхность опорных столбов кажется покрытой сотнями маленьких прямоугольников, вторящих рисунку окон. Грань между окнами и стеной стирается. Множество мелких плоскостей, на которые разбиваются стены здания, целый лес каменных листочков и стилизованных цветов, покрывающих башенки над опорными столбами, резные упорные арки и парапеты – всё это превращает поверхность капеллы в подобие сплошного каменного кружева с чётко выраженным «перпендикулярным» узором. Возвышающееся рядом основное здание собора, к восточной части которого пристроена эта нарядная капелла, кажется по сравнению с ней простым и суровым. Разницу лишь немного сглаживает ставший с течением времени густо-чёрным цвет стен обоих зданий. Главную достопримечательность капеллы составляют её знаменитые веерные своды с подвесками, считающиеся вершиной достижений позднеготической архитектуры Англии. Когда входишь в капеллу, создаётся впечатление, будто в воздухе висят огромные ажурные каменные сталактиты. Гладких поверхностей не остаётся – всё покрыто сложнейшим плетением каменных «нитей». Этот замечательный по своей необычности свод выложен резными плитами толщиной всего около 10 см, причём опорой для них служит основание тех самых «вееров», которые глаз зрителя воспринимает как бы подвешенными к своду. Остроумно преодолев множество технических трудностей, строители добились на редкость впечатляющего эффекта. В частности, они сумели вывести «веера» так, что их окружности не пересекаются. Это – единственный пример подобного решения, встречающийся в готической архитектуре. Лёгкие и изящные переплёты окон, множество скульптур под резными балдахинами, почти сплошь покрывающих стены, как бы аккомпанируют рисунку свода, а разноцветные, яркие знамёна кавалеров ордена Бани, свисающие над деревянными резными скамьями, делают интерьер капеллы ещё более нарядным. Наибольший художественный интерес представляют средневековые надгробия, занимающие восточную часть собора. Самое раннее из них относится к концу 1260 гг. Это – монументальная гробница предпоследнего англосаксонского короля Эдуарда Исповедника (1041–1066 гг.), изготовленная итальянскими мастерами по заказу короля Генриха III. Высокий цоколь гробницы одет мозаикой из смальт, а верхняя часть, некогда бывшая золотой, содержит саркофаг и украшена двухъярусной аркадой с пилястрами коринфского ордера.

 



 
PR-CY.ru