ВЕНЧАНИЕ, церковный брак

ВЕНЧАНИЕ, церковный брак – христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в религиозной общине (храме), согласно установленному порядку, в отличие от гражданского брака, заключённого в государственном учреждении. Вне храма оно допускается лишь с разрешения епархиального архиерея. При венчании требуется непременное присутствие самих брачующихся. Оно не может совершаться во время поста, накануне постных дней и определённых праздников. Во время обручения священник спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освящённые кольца. Венчание состоит из молитвословий, чтения Апостола (Еф. 5:20–33) и Евангелия (Ин. 2:1–11). Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название «венчание». Наряду с обручением  и общей чашей венчание является в христианстве одной из основных обрядовых форм церковного бракосочетания. Оно пришло в христианство из язычества; ещё в начале III в. его противником был христианский писатель Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155/165 – 220/240 гг.), который в своей книге «De corona militis» осуждает его как языческий обычай. Но к V в. венчание стало уже христианской принадлежностью брака и получило в христианстве новое содержание. Христианский проповедник и богослов Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) объяснял возложение венцов как знак победы молодожёнов над похотью: «Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто прелюбодействовать научился до брака, тот и после брака станет делать то же самое». Он полагал, что венцы на головы возлагаются в знак того, что молодожёны не были одолены похотью. Если же кто, увлечённый сладострастием, предался блудницам, то после этого венец на голове ему не нужен. Согласно Златоусту, в венчании можно видеть благодатное восстановление той власти над тварями, которую получили Адам и Ева, когда Бог изрекали им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Согласно Книге Бытия (Быт. 2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22, 28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24). В Новом Завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус Христос, поэтому семья в христианстве является «малой церковью». Согласно христианскому вероучению, брак (или супружество мужа и жены) Бог благословил ещё в раю, когда сотворил для Адама из его ребра Еву, в качестве помощника ему, и заповедал жене быть в послушании у мужа и заповедал им размножаться. Поэтому брак в христианстве – это продолжение богоустановленного ветхозаветного брака, но имеет новое духовно-нравственное содержание. Если в Ветхом завете и в его продолжении (иудаизме) считалось терпимым многожёнство, наличие наложниц у супруга, действовал закон левирата, согласно которому вдова имела право и даже была обязана выйти за брата умершего мужа, разрешался развод, то в христианском браке многожёнство, наложницы, развод являются грехом прелюбодеяния. Точно так же категорически запрещён левират, который является грехом кровосмешения. Церковный христианский брак ведёт своё начало от ветхозаветных времён. Через послание апостола Павла церковь называет брак великим «таинством», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с церковью. Согласно христианскому вероучению, супруга должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену как Христос возлюбил церковь, т.е. отдал свою жизнь за церковь, пролил свою кровь на кресте за неё. Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза. В Евангелии Христос повторяет слова седьмой заповеди, данной Моисею: «Не прелюбодействуй». Важной частью брака является самопожертвование. Брак во всех исторических церквах является церковным таинством. Согласно их учениям, в церковном таинстве жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, взаимного согласия в супружеской жизни, рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в христианской вере родителей, конечной целью которой является спасение всех членов семьи. Древней церковью брак рассматривался как таинство независимо от того, сопутствовал ли ему церковный обряд венчания.

 



 
PR-CY.ru