ВЕНИАМИН, Казанский Василий Павлович

ВЕНИАМИН, Казанский Василий Павлович (1873–1922 гг.) – митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик; память 31 июля, в Соборах новомучеников и исповедников Русской церкви, а также Санкт-Петербургских и Самрских святых. Родился в с. Нимекнский Погост Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника; брат протоиерея Григория Казанского. После окончания Олонецкой духовной семинарии в 1893 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, с первого курса принимал активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви (ОРРНП), выступал с беседами на фабриках, заводах и в ночлежных домах в Санкт-Петербурге, а также в Троицкой (центральной) церкви общества. Ректором академии Нарвским епископом Иоанном (Кратировым) 14 октября 1895 г. был пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен во иеродиакона, 19 мая 1896 г. – во иеромонаха. Санкт-Петербургскую духовную академию окончил в 1897 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Преосвященный Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола». 13 сентября 1897 г. был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу которого пожертвовал значительную сумму денег. 24 сентября 1897 г. был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию, в августе 1898 г. переведён в Холмскую духовную семинарию на должность инспектора. Впоследствии Вениамин так вспоминал о своей инспекторской деятельности: «Круг моих забот... простирался на всё бытие воспитанника. Для меня была дорога и его внутренняя личная и домашняя жизнь... Доверие оказывали воспитанники большое». В Холме  (так же как и в Санкт-Петербурге) он вёл религиозно-нравственные чтения. 6 октября 1899 г. Вениамин был переведён инспектором в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, продолжая свою деятельность в ОРРНП, был избран пожизненным членом открывшегося 25 сентября 1900 г. братства во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова для оказания помощи беднейшим воспитанникам семинарии, в 1901 г. был назначен цензором нового журнала «Отдых христианина». Возведён в сан архимандрита 18 февраля 1902 г., а 2 апреля того же года назначен ректором Самарской духовной семинарии. Свои взгляды на подготовку семинаристов к практической деятельности в приходах он сформулировал так: «Мне кажется необходимым, чтобы будущие пастыри, изучая в теории всё, относящееся к их служению, видели бы применение теории в жизни здесь же, при школе». Во время его ректорства в семинарии стала совершаться ежедневная служба, раз в году служилась литургия на греческом языке с сохранением некоторых особенностей восточного богослужения, торжественно совершались пассии. В образцовой школе при семинарии возобновились вечерние воскресные чтения и внебогослужебные беседы для народа; их программа была значительно расширена, проводились миссионерские беседы с «духовными христианами», миссионерские экскурсии в ближайшие сёла. По постановке «практического ознакомления воспитанников с миссионерскою полемикою» Самарская семинария была упомянута в отчёте обер-прокурора Святейшего Синода за 1903/1904 г. как одна из лучших в России. Летом 1903 и 1904 гг. ректор организовал и возглавил поездку семинаристов по стране (дневники этих поездок печатались в Самарских епархиальных ведомостях). В течение всего времени пребывания в Самаре пользовался большой любовью семинаристов. На него было возложено также наблюдение за преподаванием Закона Божьего в мужских средних учебных заведениях города. Летом Вениамин ежегодно открывал педагогические курсы для учителей, 16 марта 1903 г. был избран товарищем председателя самарского епархиального церковно-просветительского Алексиевского братства, в котором возглавил несколько комиссий, руководил пересмотром устава при реорганизации братства. В августе 1905 г. он председательствовал на епархиальном миссионерском съезде, собранном для обсуждения методов работы в новых общественных условиях, 2 сентября участвовал в первом пастырском собрании духовенства Самарской епархии, где высказал мысль о необходимости создавать приход как религиозный союз, все члены которого живут истинно христианской жизнью, чему, по его мнению, мешает далёкое от жизни воспитание пастырей.

 



 
PR-CY.ru