ВЕЛИКИЙ (Страстной) ЧЕТВЕРГ, Чистый четверг, Великий четверток - Страница 6

Богослужения Великого четверга содержали ряд особенностей. Ещё в XII в. архиепископ Милана читал молитву над тремя потомками прокажённого, исцелённого Амвросием Медиоланским. После этого процессия с пением 118 псалма шла в другой храм, где архиепископ облачал одного из троих в новые одежды, умывал и целовал ему ноги, совершал в его присутствии мессу. В этот же день совершалось приготовление мира, омовение архиепископом ног священникам, диаконам, певчим и чтецам, а также таинство покаяния. В качестве чтений предлагались тексты из Премудрости Соломоновой, книг пророков Даниила и Ионы. После Евангелия пелась молитва Иоанна Златоуста «Вечери Твоя тайныя». Литургические реформы папы Римского Павла VI (1963–1978 гг.) значительно изменили структуру амвросианского Великого четверга. Так в своём нынешнем виде утренняя месса освящения мира полностью заимствована из реформированного римского чина. Для вечерней мессы воспоминания Тайной вечери сохранены оригинальные для амвросианского обряда чтения из пророка Даниила (Дан. 13:1–64 – история Сусанны) и книги Премудрости Соломона (Прем. 2612–24) и (Прем. 3:1–8). Богослужения Великого четверга связаны с воспоминанием Тайной вечери. На утрени читается Ин. 12:27–43 (последняя публичная проповедь Иисуса в Иерусалиме), на третьем часе совершается чин покаяния, вечером – омовение ног. На литургии в качестве паремий предлагаются Быт. 22:1 – 18 (жертва Авраама) Ис. 61:1–11 (пророчество Исайи: «Дух Господень на Мне…»), затем поучение апостола Павла о вечере Господней (1 Кор. 11:23–32) и евангельский текст о Тайной вечере (Мф. 26:17–30). По традиции должна совершаться литургия с освящением мира и омовения ног. В современной практике обряд омовения ног совершается вечером, отдельно от литургии, а освящение мира происходит в один из предшествующих дней Великого поста. В Ассирийской церкви Востока и Халдейской церкви Великий четверг называется Четвергом Пасхи и не принадлежит Великому посту. В этот день совершается торжественная литургия Нестория (один из пяти дней в году). В качестве паремий предлагаются отрывки из книг Исход (Исх. 12:1–20 – заповедь Моисею и Аарону о ветхозаветной Пасхе) и пророка Захарии (Зах. 9:9–12, Зах. 11:12–13, Зах. 12: 9–14, Зах 13:7–9) – пророчества: «Царь твой грядёт к тебе…сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; о 30 сребрениках, «воззрят на Него, Которого пронзили»; «порази пастыря, и рассеются овцы» соответственно. Апостольское чтение выбрано из поучения апостола Павла о вечере Господней, евангельское – составное, повествующее о Тайной вечере. С Великим четвергом связано множество народных традиций. Большинство обрядов по своей сути восходят к дохристианским ритуалам начала нового годового цикла. Многие из них нацелены на очищение – наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство. Некоторые обряды были связаны с добыванием нового, молодого, «живого» огня взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд – его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палок и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т.д.



 
PR-CY.ru