ВЕЛИКИЙ (Страстной) ЧЕТВЕРГ, Чистый четверг, Великий четверток - Страница 2

В тропарях канона, автором которого является византийский церковный поэт VIII в. Косма Маюмский, последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу. После девятой песни канона молящиеся коленопреклонённо поют троекратно ексапостиларий (светилен): «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире). Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Великий четверг его символизм становится реальностью: по мысли толкователей, упоминаемый здесь чертог является горницей Тайной вечери, и христианам в последний раз перед участием в этой Трапезе предлагается ужаснуться собственной недостойности. Примечательны и стихиры утрени Великого четверга – «на хвалитех» (они повторяются на вечерне) и «на стиховне». Основной темой стихир является неблагодарность и корыстолюбие Иуды. Авторы пытаются проникнуть в помрачённую душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества. Характерный пример – третья стихира «на стиховне»: «Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрёл еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришёл еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе». К утрене присоединяется последование первого часа, особенностью которого является чтение паремии из пророка Иеремии (Иер. 11:18–23 и Иер. 12:1–15). Паремия содержит жалобу Иеремии на его сограждан – жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст традиционно считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. Литургия Василия Великого соединяется с вечерней, как в связи с временем вспоминаемых событий, так и по древнему обычаю, по которому литургия в важные постные дни совершалась вечером, т.е. после разрешения поста. Поскольку литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня – Тайную вечерю, стихиры на «Господи, вззвах» (они же являются стихирами «на хвалитех» утрени) посвящены второй, не менее важной, теме – предательству Иуды. Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя. Еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии, и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающего продаёт, и Его же любляше Владыку, предаяше на смерть; воистину онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова». После вечернего входа и «Свете тихий» читаются три паремии: Исх. 19:10–19 – Моисей готовит Израиля к предстоянию Богу на горе Хорив, в третий день Бог нисходит на гору и говорит оттуда с пророком; Иов. 38:1–23, и Иов. 42:1–5 – Бог говорит с Иовом; Исх. 50:4–11 – пророчество о Страстях Христовых. При кажущемся многообразии сюжетов паремий они удивительным образом предваряют вспоминаемую в этот день Тайную вечерю.

 



 
PR-CY.ru