Словарь по христианству В ВЕЛИКИЙ (Страстной) ВТОРНИК - Страница 2

ВЕЛИКИЙ (Страстной) ВТОРНИК - Страница 2

Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше – на второй седмице Великого поста, так что в Великий вторник читается уже Евангелие от Иоанна. На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великий вторник прочитывается отрывок Иез. 1:21–28 – видения славы Божьей в образе таинственного огнезрачного Сидящего на сапфировом троне поверх кристалловидного свода. Совершается литургия Преждеовящённых даров. В качестве паремий предлагаются история о спасении младенца Моисея (Исх. 2:5–10) и первое испытание Иова (Иов. 1:13–20). Обе паремии говорят о скорбях и испытаниях для верных, а также готовят молящихся к мысли о грядущих страданиях Христа. Традиция чтения книги Иова для назидания и утверждения верных прослеживается в церкви вплоть до апостольских времён, на неё указывает ещё апостол Иаков в Соборном послании (Иак. 5:11). Книга Исход, рассказывающая об истории ветхозаветной Пасхи, напрямую предображает события новозаветной Пасхи. Затем читается Евангелие о втором пришествии, притчи о десяти девах, талантах и о Страшном суде. Стихиры на «Господи, воззвах» (они же поются на утрене «на хвалитех» и «на стиховне») призывают молящихся применить к себе содержание этих притч и воспринять их как урок для себя. В конце службы читается особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…» Первое чтение Литургии слова – пророчество о Мессии из книги Исайи (Ис. 49:1–6), евангельское чтение этого дня (Ин. 13:21–33, 36–38) – повествует о предательстве Иуды и предсказании об отречении Петра. Утром в Великий вторник обычно проводится месса освящения мира и благословения елея (Missa Chrismatis) в тех случаях, когда по пастырским соображениям она не может служиться в Великий четверг. В амвросианском обряде на мессе читается (как до, так и после литургических реформ папы римского Павла VI; 1963–1978 гг.) отрывок Ин. 11:47–54 (первосвященники планируют арестовать и убить Иисуса). В западно-сирийском, восточно-сирийском, коптском и армянском обрядах богослужение Великой среды (как и предшествующих Великих понедельника и вторника) характеризуется обилием библейских чтений. Так в восточно-сирийском обряде в Великий вторник читаются Быт. 37:23–36 (братья продают Иосифа в Египет), Нав. 22:30–33 (уходящие за Иордан колена Рувима, Гада и пол-колена Манасии благословляются Финеесом). Армянская церковь, подчёркивая особый траурный характер Великого вторника (как и двух обрамляющих его дней) не совершает литургии. В западно-сирийских и восточно-сирийских обрядах в эти три дня служится литургия Преждеосвящённых даров.



 
PR-CY.ru