ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 10

Весь день Великой субботы должен проходить в полном воздержании от пищи и питья во исполнение древнего правила о предпасхальном посте. Вечером в Великую субботу совершается пасхальное бдение, являющееся одновременно и воскресным, и состоящее из вечерни, 15 паремий (введённые ради совершавшегося во время них крещения, они содержат пророчества о Воскресении Христовом и о таинстве крещения), литургии Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения и паннихис. В современной практике Русская православная церковь руководствуется указаниями Типикона, однако утреня Великой субботы, как правило, совершается не ночью, а накануне вечером. Вечерня, литургия и благословение хлебов совершаются не вечером, а утром в Великую субботу. Великое чтение из Книги Деяний апостолов и «полунощница» (паннихис) – поздно вечером, перед пасхальной утреней (тем самым пасхальное бдение разделено на две части). Днем в Великую субботу уже стало общепринятым благословлять пасхальные кушанья – яйца, куличи и пасху. Строго говоря, благословение пасхальных кушаний по уставу должно совершаться в первый день Пасхи, уже после пасхальной литургии и непосредственно перед разговением (перенесение этого благословения на Великую субботу обусловлено практическими соображениями). Особое место в службах Великой субботы занимает плащаница (которая выносится и полагается в центре храма ещё во время вечерни Великой пятницы), перед ней произносятся ектении, и бывают все чтения утрени, вечерни и литургии Великой субботы. В конце великого славословия, перед утренним входом, вокруг храма совершается шествие с Евангелием и плащаницей. На катавасии девятой песни канона на паннихис («Не рыдай мене мати») плащаница торжественно вносится в алтарь и полагается на святом престоле (где она лежит до отдания Пасхи). Согласно общепринятому в греческой приходской практике Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, вечерня и литургия Великой субботы также отделены от паннихис. Утреня и вечерня Великой субботы могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в русской практике). Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны (без припевов) и двенадцать из пятнадцати паремий вечерни Великой субботы (таким образом, на самой вечерне читаются лишь три). Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после которых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных); Пс. 50; канон, после девятой песни которого поются на три статии припевы-похвалы Великой субботе (без непорочных, вычитанных заранее); «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время которых совершается лобзание плащаницы; великое славословие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на святой престол, тропари Великой субботы (все три) и каждение плащаницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство», и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс. 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; три паремии (первая, четвёртая и пятнадцатая из пятнадцати с песнью вавилонских отроков в последней). Сразу следуют малая ектения и, начиная с «Елицы во Христа», литургия Василия Великого (чтения и херувимская те же, что и в современном русском Типиконе). Кроме того, в Типиконе описана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменён ирмосом воскресных блаженн второго гласа, для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния апостолов в Типиконе Виолакиса не упомянуты. Паннихис Великой субботы совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греческих и современных русских Типиконах, но канон поётся с меньшими повторениями, а седален и кондак в каноне опущены; во время пения канона священнослужители облачаются к совершению литургии.

 



 
PR-CY.ru