ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 8

В различных редакциях Студийского устава богослужение Великой субботы включает утреню (имеющую следующий порядок: шестопсалмие; «Бог Господь» с тропарём; непорочны; Пс. 50; канон; хвалитные псалмы и стихиры; великое славословие, завершающееся входом с Евангелием; чтения из Священного Писания; заключение) и вечерню (состоящую из Пс. 103, воззвашных псалмов и стихир, входа, «Свете тихий» и паремий, переходящую в литургию Василия Великого). Поскольку памятники имеют монастырское происхождение, крещение во время паремий вечерни не указывается. После литургии бывает трапеза, и монахи расходятся по своим кельям для одного или нескольких часов отдыха перед пасхальными утреней и литургией. Все памятники студийской традиции используют одни и те же библейские чтения (паремии, Апостол и Евангелие на утрене; пятнадцать паремий на вечерне, Апостол и Евангелие на литургии), заимствованные из Типикона Великой церкви. Примерно одно и то же время указывается в студийских текстах для начала вечерни – 11-й час (считая от рассвета, что позднее обычного времени начала вечерни), иногда даже 12-й час дня или 1-й час ночи. Литургия, согласно всем студийским текстам, начинается с мирной ектении (после паремий; чтение мирной ектении перед Трисвятым или текстом, его заменяющим, – нормальная практика для IX–XII вв.), за которой следуют «Елицы во Христа» и чтения. Гимнографические тексты посвящены Погребению Христа и Его Воскресению. Основные из них в целом совпадают в различных памятниках: тропарь на «Бог Господь». В ряде памятников к тропарю прибавлен богородичен или другой тропарь, канон (тот же, что и в Святогробском Типиконе) – четверопеснцы Марка Отрантского (как правило, ирмосы и тропари предписано повторять дважды) и Космы Маюмского (тропари и ирмосы четырежды), кондак с икосом, стихиры на «Господи, воззвах» (чаще всего это поющиеся на восемь (с повторениями) три или четыре стихиры четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа). Большинство песнопений Великой субботы известно со времён действия Студийского устава. Среди кондаков Романа Сладкопевца особого кондака на Великую субботу нет, но темы богослужения этого дня затронуты в кондаке Великой пятницы (исполнявшемся, вероятно, вечером под Великую субботу). Пишут, что ни в одном из памятников не говорится о пении за литургией тропаря «Да молчит» вместо херувимской. Напротив, когда этот момент службы бывает включён в описание, всегда предписывается петь обычное «Иже херувимы» (южноитальянские памятники упоминают и древний обычай троекратного повторения этого песнопения). В то же время в некоторых деталях памятники различаются между собой. В трёх основных вариантах студийской традиции – константинопольской (IX – середины XI в.), афоно-итальянской (XI–XIII вв.) и константинопольской (конца XI–XII в.) – богослужение Великой субботы имеет свои особенности, отличающие, с одной стороны, ранние тексты от поздних, с другой – константинопольские от афоно-итальянских. К ранним текстам относятся: первая редакция «Ипотипосиса» Феодора Студита (IX в.), «Диатипосис» Афанасия Афонского (около 1000 г.), утраченный студийский Синаксарь, к которому близок сохранившийся только в славянском переводе Студийско-Алексиевский Типикон (1034 г.), отчасти грузинский Типикон Георгия Мтацминдели, составленный на Афоне в 1038–1042 гг. на основе греческих источников. Поздние тексты содержатся в нескольких южноитальянских Типиконах и в Евергетидском Типиконе  (последняя треть XI в.), отражающем малоазийскую и отчасти константинопольскую практику XI–XII вв. Особняком стоят гимнографические книги – Триоди и Стихирари, где могут дольше сохраняться вышедшие из практики уставные указания. Важнейшей особенностью богослужения Великой субботы в первоначальной редакции студийского Синаксаря было пение в этот день великого славословия в кафедральной редакции (во все остальные дни года оно пелось в монастырской (современная «будничная») редакции).

 



 
PR-CY.ru