ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 6

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15), во время которых патриарх крестил оглашенных, после этого совершалась Божественная литургия. Вечерня (как и в другие дни) начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (исследователям известны слова входных тропарей: «Живоносное Твоё восстание славим», «Спасительное Твоё восстание славим»). После «Господи, воззвах» был вход в алтарь, и начинались чтения: прокимен из Пс. 65, паремии Быт. 1:1–5 и Исх. 60. Во время второй паремии патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой церкви непременно прочитывались только первые семь паремий: Быт. 1:1–5; Исх. 60:1–16; Исх. 12:1–11; Иона 1:1–4:11; Нав. 5:10–15; Исх. 13:20–15:19; Соф. 3:8–15; с прокимном из Пс. 26 после третьей паремии и пением в составе шестой паремии песни Моисея с припевом Исх. 15:1b и славословием в конце. Если патриарх и новокрещёные медлили в баптистерии, читались также паремии с восьмой по четырнадцатую: 1 Цар. 17:8–24; Исх. 61:10–62:5; Быт. 22:1–18; Исх. 61:1–10; 2 Цар. 4:8–37; Исх. 63:11–64:4; Иер. 31:31–34; с прокимном из Пс. 92 после десятой, в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, пятнадцатая, паремия (Дан. 3:1–88) никогда не отменялась, а входившая в её состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан. 3:57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещёные прибывали ко входу в храм (точнее, в часовню апостола Петра) и начинали петь «Елицы во Христа» (Галл. 3:27), во время чего патриарх совершал миропомазание. Затем патриарх и новокрещёные входили в храм, при этом пелся Пс. 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого); прокимен не пелся, Апостол (Рим. 6:3–11), вместо аллилуиария – Пс. 81 со стихами, Евангелие (Мф. 28:1–20), пелась обычная херувимская. Таким образом, в IX в. в константинопольском последовании Великой субботы ещё не было заимствования из литургии апостола Иакова – херувимской «Да молчит всякая плоть», причастен (Пс. 77:65). Согласно исследователям, с X–XI вв. повсеместное распространение в православной церкви получил богослужебный тип, известный по Студийскому (Студийско-Алексиевскому, несколько афоно-итальянских, Евергетидскому), а с XII–XIII вв. так называемому Иерусалимскому уставам. Порядок богослужения Великой субботы в этих уставах в целом соответствует порядку служб в ранних иерусалимских памятниках, но обогащается новой гимнографией, а библейские чтения заимствованы из константинопольской послеиконоборческой традиции. Студийские и иерусалимские памятники, ставшие в церкви общепринятыми, имеют монастырское происхождение. Синтез константинопольской послеиконоборческой и иерусалимской традиций исследователи наблюдают и в памятниках кафедрального богослужения: в одной из рукописей Типикона Великой церкви, в Синайском Канонаре, в Святогорском Типиконе 1122 г. В первом из этих памятников, в рукописи, находившейся в начале XX в. в Дрездене, очень пострадавшей во время Второй мировой войны и ныне находящейся в Москве, в описании вечерни и литургии Великой субботы указано после совершения миропомазания петь в храме св. Петра вечерню по монастырскому чину, что свидетельствует о том, что к началу XI в. (предположительное время создания рукописи) известная по монастырским памятникам богослужебная практика была уже очень распространена. В Синайском Канонаре служба Великой субботы изложена близко к Типикону Великой церкви, но там упомянут тропарь на «Бог Господь» (этого элемента службы не было в песненном последовании) второго плагального гласа (современный воскресный седален по второй кафизме). В Канонаре отменён прокимен после третьей паремии, к песне из книги Исход может прибавляться небиблейский припев – богородичен, после чтения паремий на вечерне литургия начинается с «Единородный Сыне», перед Апостолом есть прокимен из Пс. 31.

 



 
PR-CY.ru