ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 5

Ещё одним важным источником по истории иерусалимского богослужения исследователи считают грузинский Иадгари – гимнографическое приложение к Лекционарию, отражающее литургическую практику Иерусалима VII–IX вв. (среди последних находок на Синае обнаружены его греческие оригиналы). В рукописях Иадгари для утрени Великой субботы приведены несколько припевов к непорочным (Пс. 118), четверопеснец (к которому прибавлены трипеснец в седьмой – девятой и двупеснец в седьмой и девятой песнях), стихиры на хвалитех (начало первой: «Прииди, Иосиф»), тропарь по входе (начало: «Господи, тайно записался в ученики Твои Никодим»), прокимен из Пс. 15 и Евангелие, ипакои; для вечерни – стихиры на «Господи, воззвах» (начало первой: «Светися, светися, Иерусалиме»), «Свете тихий», три прокимна (из Пс. 33, 112, 81, с тропарём «Хвали, Иерусалиме» после второго), паремии; для литургии – тропарь «Христос воскресе из мертвых», прокимен из Пс. 64, аллилуиарий (со стихом Пс. 101:14), тропарь на умовение рук (начало: «Воскресение Господне нам возвестил ангел»; в некоторых рукописях встречаются и др.), три небиблейских причастна. Таким образом, с конца IV и до VII в. богослужение Великой субботы в Иерусалиме образовывало стабильную, но постепенно развивавшуюся структуру, состоявшую из следующих элементов: ночной службы или утрени, оканчивавшейся чтениями (согласно памятникам VII в., имевшей вход); несколько дневных часов, совершаемых по обычному чину; пасхального бдения или вечерни Великой субботы, включавшей в свой состав обряд благословения вечернего света, вход и двенадцать ветхозаветных чтений (во время которых происходило крещение оглашенных), затем новокрещёные входили в храм, и, начиная с новозаветных чтений, совершалась Божественная литургия. После литургии служба имела некоторое продолжение (в памятниках IV–V вв. – евангельское чтение и вторую литургию; в памятниках VII в. – чтение «по книге», вторая литургия совершалась уже после утрени), относившееся уже к богослужению первого дня Пасхи. В целом такой же порядок служб (хотя и с отличиями в деталях) стал общепринятым в православной церкви и предписывается (в том числе) принятыми ныне в православной церкви богослужебными книгами. На практике в настоящее время вечерня и литургия Великой субботы обычно совершаются не вечером, а в первой половине дня; чтение же «по книге» из Деяний св. апостолов, хотя, согласно Типикону, и должно происходить сразу после литургии Великой субботы, от неё отделяется и бывает поздно вечером. Древнейшее известное подробное описание богослужения Великой субботы в константинопольской Св. Софии содержится в Типиконе Великой церкви (IX–X вв.), описание которого исследователи дополняют, пользуясь другими константинопольскими источниками того времени. Пишут, что утреня совершалась по обычному порядку, начинаясь с антифонов в нартексе и входа в храм с пением песни вавилонских отроков; в храме к Пс. 50 припевали тропарь «тяжёлого» (седьмого) гласа: «Гроб Твой охраняли воины, ангелы же, воспевая Тебя, Христе Боже, глаголали: Господи, слава Тебе». После великого славословия совершался вход патриарха и священнослужителей в алтарь, певцы на амвоне пели тропарь второго гласа. Далее следовали чтения: прокимен из Пс. 43, паремия (Иез. 37:1–14), второй прокимен из Пс. 9, Апостол (1 Кор. 5:6–8 + Галл. 3:13–14), аллилуиарий со стихами Пс. 67:2–4, Евангелие (Мф. 27:62–66). Утреня заканчивалась, как обычно, сугубой и просительной ектениями. Сразу после отпуста патриарх совершал в малом баптистерии таинство крещения. Двукратное крещение в Великую субботу (после утрени и во время вечерни) – одна из особенностей Типикона Великой церкви. Возможно, оно связано с большим числом крещаемых – патриарх не успевал окрестить всех во время вечерни, но древняя традиция требовала совершить литургию Великой субботы как крещальную, поэтому крещение начиналось заранее, после утрени, а во время вечерни заканчивалось. Около полудня в Св. Софию прибывали император и патриарх. Император облачал святой престол в новую индитию (светлый шёлковый или парчовый плат) и поставлял на него и на его ступень два мешка с золотыми монетами (это было ежегодным довольствием для храма и клира Св. Софии), после чего совершал каждение сначала в храме, затем – в скевофилакионе (сокровищнице храма). После возвращения в храм император раздавал поощрение клирикам. Наконец, они с патриархом лобызали друг друга, и патриарх преподавал императору благословение.

 



 
PR-CY.ru