ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 12

Основными составляющими пасхального бдения были первоначально ветхозаветные чтения, крещение оглашаемых и пасхальная месса (традиционные чтения мессы: Кол. 3:1–4 и Мф. 28:1–7). В Сакраментарии Григория указаны четыре ветхозаветных чтения: Быт. 1, Исх. 14, Исх. 4, Исх. 54. В ранней версии Сакраментария Геласия – десять чтений: Быт. 1, Быт. 5–8, Быт. 22, Исх. 14, Исх. 54, Иез. 37, Исх. 12, Втор. 31–32, Дан. 3. В галликанских Миссалах в результате совмещения двух указанных систем выписаны двенадцать чтений (Быт. 1:1–2:2; Быт. 5:31–8:21; Быт. 22:1–19; Исх. 14:24–15:1; Исх. 54:17–55:11; Вар. 3:9–38; Иез. 37:1–14; Исх. 4:1–6; Исх. 12:1–11; Иона 3:1–10; Втор. 31:22–32:4; Дан. 3:1–24, 49–55). Именно эти чтения для пасхального бдения и вошли в Тридентский Миссал (1570 г.), использовавшийся на Западе до Второго Ватиканского собора. Долгое время в Риме существовал обычай читать библейские тексты пасхального бдения на греческом и латинском языках.  В эпоху позднего Средневековья в пасхальном бдении участвовали в основном лишь клирики, бдение переместилось на утро Великой субботы, а чин крещения был заменён символическим благословением воды (с погружением в неё пасхальной свечи) и окроплением ею на четыре стороны света. Поэтому папа Пий V (1566–1572 гг.) официально постановил совершать мессу (после которой следовала сокращённая вечерня) в полдень, а бдение перенести на утро Великой субботы. При папе Урбане VIII (1623–1644 гг.) празднование Великой субботы перестало быть обязательным. Только в 1955–1957 гг. пасхальное бдение вернулось на своё исконное место (с наступлением темноты; утром мессы нет – только утреня), но при этом чин подвергся существенным изменениям. В новом послереформенном Миссале (1970 г.) сохранилось всего семь чтений из Ветхого Завета (Быт. 1:1–2:2; Быт. 22:1–18; Исх. 14:15–15:1; Исх. 54:5–14; Исх. 55:1–11; Вар. 3:9–4:4; Иез. 36:16–28), причём официально разрешается сокращать их число до трёх, и только Исх. 14 читается обязательно. Традиционные новозаветные чтения мессы изменены на Рим 6:3–11; Мф. 28:1–10 из-за возрождения традиции совершать на бдении после ветхозаветных чтений и перед мессой таинства крещения. В амвросианском обряде в XII в. празднование Великой субботы начиналось с утрени, на которую архиепископ приносил светильник. В полдень в соборе читались книга Бытия и вполголоса Евангелие. Затем один из священников приносил для благословения большую свечу, от которой зажигали «новый» огонь. Диакон возглашал Exsultet, текст которого отличался от принятого в Риме. Далее следовали шесть чтений: Быт. 1:1–2:3 и 22:1–19; Исх. 12:1–12; песнь Моисея (Исх. 15; по другим источникам – Исх. 13:18–14:8 и песнь вавилонских отроков); Исх. 54:17–55:11 и 1:16–19. В конце чтений клирики переоблачались для служения мессы и с горящими свечами шли в баптистерий, где архиепископ освящал воду для крещения и выливал в неё елей. Младшие священник и диакон сходили в купель и крестили младенцев. Архиепископ верхом на лошади отправлялся в церковь Сант-Амброджо и служил там мессу (в память Амвросия Медиоланского, скончавшегося в Великую субботу), затем возвращался и заканчивал чин крещения. После этого все шли в церковь Санта-Мария, и один из священников служил мессу для новокрещёных. Вслед за прочтением Евангелия архиепископ с клириками отправлялся в церковь Санта-Текла, где провозглашал «Христос Господь воскрес» и совершал пасхальную мессу. В Новое время амвросианский обряд испытал сильное влияние римлян. В настоящее время в Милане в Великую субботу совершается крещальная литургия с девятью чтениями из Ветхого Завета и Нового Завета по римскому реформированному чину с некоторыми особенностями.



 
PR-CY.ru