ВЕЛИКАЯ (Страстная) СЕДМИЦА

ВЕЛИКАЯ (Страстная) СЕДМИЦА – последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за цветоносной Неделей (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» – Великий понедельник, Великий вторник и т.д., также употребляется эпитет «Страстной». В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвящённых Даров, в Великий четверг и Великую субботу – литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтырь, кроме 17-й катафизмы, читаемой на утрени Великой субботы. В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие. Богослужению в страстную седмицу придаётся особое значение, а пост особенно строг. Его торжественность установлена в древние времена и следует евангельской истории земной жизни Иисуса Христа, начиная с входа в Иерусалим. В Великий понедельник споминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах. В Великую среду христиане вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 сребрениках, а также о грешнице, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению. В Великий четверг церковь вспоминает Тайную Вечерю, а в кафедральных соборах совершается обряд омовения ног. В Великую пятницу в православии на утрене читаются двенадцать Евангелий «Страстей Господних», на вечерне выносится плащаница и поётся канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». В Великую субботу на утрене продолжается поклонение плащанице, начало ночи проводится в чтении Деяний апостолов, а непосредственно перед пасхальной утреней совершается полунощница. После заката солнца и до окончания пасхального богослужения существует традиция воздерживаться от пищи. В русском народе эта неделя имела множество названий: Красная, Червоная, Великая, Святая, в украинском – Білий тиждень, Чистий тиждень, в белорусском – Русальная неделя. В течение всей недели шла подготовка к главному празднику – Пасхе: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери, белили печь и стены; выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными; как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы (очаровательные девушки с распущенными волосами). Считалось, что страстная неделя – это временя разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Великим днём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени.

 
PR-CY.ru