ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 10

Главные отличия от изложенного там порядка: во-первых, совершение утрени Великой пятницы, как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг и совершение вечерни Великой пятницы обычно среди дня; во-вторых, чтение двенадцати Евангелий не в алтаре (как по Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; ещё одна, не отражённая в Типиконе особенность делать удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с Царскими Часами Рождества и Богоявления); в-четвёртых, совершение в конце вечерни в Великой пятницы торжественного обряда вынесения из алтаря св. плащаницы, положения её на специальном столе-гробнице посреди храма и лобызания её, что символизирует погребение тела Христова праведными Иосифом и Никодимом. Благовещенские главы о Великой пятнице присутствуют уже в студийских памятниках. По принятому ныне в Русской православной церкви Типикону, если Благовещение случается в Великую пятницу, всенощное бдение под праздник не совершается, но раздельно служатся великая вечерня (с литургией Василия Великого) и утреня. На утрене совершается последование «Страстей Господних» без сокращений. Ради праздника поётся «Бог Господь». После седьмого Евангелия поётся степенна четвёртого гласа (первый антифон), прокимен и Евангелие праздника и сразу восьмое страстное Евангелие (полиелея нет, хотя в старопечатном Типиконе 1610 г. полиелей в этом случае указан; видимо, поэтому в 1855 г., когда случилось совпадение Великой пятницы и Благовещения, полиелей на утрене всё же пели). Канон праздника соединяется с трипеснцем Великой пятницы по тому же принципу, что и в седмичные дни поста. Стихиры Триоди поются на хвалитех, а праздника – на стиховне. Последование Царских Часов разрывается праздничным крестным ходом (после первого часа); на часах к тропарям и кондаку Великой пятницы прибавляется тропарь и кондак праздника. Вечерня в Великую пятницу соединяется с литургией Иоанна Златоуста (чтения праздника и дня). По греческому приходскому Типикону Виолакиса при совпадении Благовещения с Великой пятницей праздник переносится на первый день Пасхи. Богослужение Великой пятницы на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть Триденствия, включающего в себя Великую пятницу, Великую субботу и день Воскресения; впоследствии triduum стали отсчитывать от Великого четверга. Службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). Начиная со Средневековья и до середины XX в. главными службами Великой пятницы были последование tenebrae (сумерки) и месса Преждеосвящённых Даров (missa Praesanctificatorum), предварявшаяся службой чтений (в том числе рассказа о «Страстях» по Евангелию от Иоанна) и обрядом поклонения Кресту. Последование tenebrae, получившее своё название из-за особого обряда гашения свечей, представляло собой обычные matutinae и Laudes (утренние службы) и в Средние века совершалось после полуночи; в Новое время – вечером в Великий четверг. За matutinae читали девять отрывков из библейских (из Книги Плач Иеремии и Евр. 4:11–5:10) и святоотеческих книг (из толкования Августина Блаженного на Пс. 63). В продолжение службы постепенно гасили по одной свече на специальном подсвечнике перед престолом (как правило, имевшем 15 свечей), так что к концу Laudes храм оказывался в полной темноте; обряд символизировал оставление Христа Его учениками. Последнюю свечу, символически представлявшую Христа, не гасили, но прятали в специальной нише за главным алтарём. В конце tenebrae совершался обряд, называемый strepitus (шум): певчие и церковнослужители, захлопывая литургические книги или стуча по скамьям, изображали землетрясение, бывшее после Смерти Спасителя (Мф. 27:51).

 



 
PR-CY.ru