ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 9

Повечерие вечером в Великую пятницу по обоим Типиконам – великое; на повечерии поются четверопеснец Андрея Критского (после XI в. этот четверопеснец редко встречается в рукописях и изданиях Триоди) и тропарь Великой субботы «Благообразный Иосиф». В Типиконах указано читать после кондака на утрене и третьего, и девятого часов посвящённые «Страстям Господним» слова святителей Георгия Никомидийского, Прокла Константинопольского и Афанасия Великого; Мессинский Типикон упоминает также слово Иоанна Златоуста после вечерни (видимо замещающее собой исчезнувшую литургию). В синаксаре Евергетидского Типикона конца XI в., отражающем практику малоазийского и отчасти константинопольского монашества того времени, утреня Великой пятницы начинается сразу после повечерия Великого четверга. В XII в. в монастырях Палестины получил широкое распространение так называемый Иерусалимский устав – палестинский вариант византийской послеиконоборческой монастырской практики, известной уже по памятникам студийской традиции (таким образом, Иерусалимский устав вопреки названию не имеет прямой связи с древней традицией Иерусалима). В XIII в. Иерусалимский устав распространился по всему православному Востоку; в XIV в. он был принят в южнославянских странах, а на рубеже XIV–XV вв. – и на Руси. Богослужения в Великую пятницу по Иерусалимскому уставу имеют тот же порядок, что и в студийских памятниках; главное отличие – запрет совершать в этот день литургию (в том числе и литургию Преждеосвящённых Даров), за исключением совпадения Великой пятницы с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Согласно студийским памятникам, вечерня Великой пятницы, сразу после чтений переходившая в литургию (или просто резко оканчивавшаяся), в Иерусалимском уставе дополнена обычными частями: «Сподоби, Господи», стиховными стихирами и проч. Корпус чтений и песнопений Великой пятницы в Иерусалимском уставе мало отличается, например, от того, что указан в Евергетидском синаксаре. Порядок служб в различных рукописях и изданиях Иерусалимского устава и приспособленной к служению по нему Триоди в сравнении со студийскими памятниками в целом стабилен (при этом наибольшее разнообразие наблюдается в изложении службы Царских Часов). Русская практика XVI – середины XVII вв. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей русской практикой она имела несколько отличий. Во-первых, в отношении Царских Часов сохранялась традиция, отражённая в периферийных (южноитальянских греческих, грузинских, ранних славянских) студийских памятниках: Царские Часы образуют не одно, а два отдельных последования, и на Часах возглашаются ектении. Во-вторых, в конце часов Великой пятницы совершался особый чин омовения св. мощей (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917 г.). Как полагают исследователи, чин восходит к древней иерусалимской практике омывать в Великую пятницу Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также и к константинопольской традиции в Великую пятницу мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком её освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение Великой пятницы было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в Русской православной церкви в настоящее время, в том числе уже существовала практика (появившаяся около XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в современном Типиконе) выносить вечером в Великую пятницу плащаницу и полагать её на особом возвышении (так называемый гроб Господень) в середине храма; в отличие от современной традиции плащаница выносилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона.

 



 
PR-CY.ru