ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 7

Порядок каждого Часа Великой пятницы следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь Великой пятницы, три особых тропаря со стихами (так что на всех четырёх часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи Часа и проч. После прочтения Евангелия на девятом Часе указано петь особую стихиру, а после стихов Часа и Трисвятого – совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака Великой пятницы, т.к. в кувуклии патриарх благословляет св. закваску – специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Богослужение Великой пятницы в константинопольской соборной традиции IX–XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви. По сравнению с памятниками древней иерусалимской традиции, богослужение Великой пятницы в составе Типикона не сильно отличается от обычных служб Великого поста. Указаны паннихис (буквально – всенощная; особая вечерняя служба первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы, а также праздников; паннихис Великой  пятницы служилась в Великий четверг вечером); утреня; тритекти (третье-шестой час, заменявший Великим постом обычные дневные Часы); вечерня с литургией Преждеосвящённых Даров. Главная особенность Великой  пятницы – совершавшийся только в этот день после тритекти торжественный чин отречения оглашаемых от сатаны и сочетания их со Христом, заключавший собой период великопостной катехизации и подготавливавший оглашаемых к крещению в Великую субботу. После захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами соборная традиция, отражённая в Типиконе Великой церкви, практически перестала существовать, но уже в IX–X вв. широкое распространение получила монастырская традиция, которая характеризуется соединением послеиконоборческих константинопольских лекционарной и евхологической систем с новой богатой гимнографией и палестинским Часословом, раннее состояние которой отражено в памятниках Студийского устава (эта традиция живёт в церкви и поныне). В Великую пятницу по Студийскому уставу совершаются следующие службы: имеющее форму утрени бдение в ночь с четверга на пятницу, дневные Часы (раздельно друг от друга или вместе), вечерня и повечерие. Утреня (бдение) Великой пятницы должна начинаться через несколько часов после захода солнца в Великий четверг и продолжаться всю ночь. В её последовании выделяются собственно чин утрени. В начале утрени вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуия» с тропарём Великого четверга, однако чин имеет также и черты праздничной и отчасти вседневной утрени и уже описанную выше систему двенадцати (или одиннадцати) Евангелий, сопровождаемых особой гимнографией – 15 антифонами (к каждым трём антифонам прибавлен седален) и утренними блаженнами. В чине дневных Часов Великой пятницы исследователи также выделяют два слоя: собственно последования Часов, а также восходящую к древней иерусалимской традиции систему из двенадцати тропарей и ряда библейских чтений: несколько особых псалмов; по четыре паремии, Апостолу и Евангелию (в обычном порядке: Мф., Мк., Лк., Ин.). Вечерня Великой пятницы представляет собой праздничную вечерню со входом и чтениями (теми же, что и в Типиконе Великой церкви). Таким образом, особенностью Великой пятницы в православной традиции является соединение трёх различных по происхождению циклов евангельских чтений: 11 (12) Евангелий; 4 дневных Евангелий; составного Евангелия на вечерне (исследователи отмечают, что стих Мф. 27:44 после прочтения рассказа Лк. О покаянии благоразумного разбойника звучит не вполне точно, поэтому в XX в. в Русской православной церкви неоднократно предлагалось изменить порядок следования частей этого составного Евангелия). Это соединение позволяет максимально полно возвестить евангельское благовестие о Тайне Искупления – и согласно каждому из евангелистов в отдельности (дневные Евангелия), и в виде цельного гармонизирующего рассказа (Евангелие вечерни), и в виде следующих друг за другом в хронологическом порядке отрывков (12 Евангелий).

 



 
PR-CY.ru