ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – один из великих церковных праздников, относимый ныне к разряду особо чтимых, двунадесятых, посвящённый приведению, точнее, принесению (лат. oblatio), Пресвятой Богородицы Её родителями Иоакимом и Анной в Иерусалимский храм для посвящения Богу (празднование совершается 21 ноября). Данное событие не упоминается в канонических Евангелиях, известно из более поздних апокрифических текстов – греческого «Протоевангелия Иакова» (вторая половина II в.) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.). Они отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение, а также из евангельской истории Сретения (Лк. 2:22–38). Апокрифические евангелия и Отцы церкви (Кирилл Александрийский, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и др.) рассказывают об этом так. Родители Пресвятой Девы, праведные Иоаким и Анна до старости были бездетными. Получив свыше обетование о рождении ребёнка, они дали обет посвятить его Богу. У иудеев было в обычае посвящать своих первенцев мужского и женского пола Богу, и некоторые из этих посвящаемых воспитывались при Иерусалимском храме. Среди них была группа людей, известных под названием назореев, которые представляли собой нечто вроде иноков позднейшего времени, хотя и без строгой организации. Посвящение Богу состояло во введении в Иерусалимский храм, где совершался обряд, точно определённый законом. Введение Пресвятой Марии во храм состоялось, когда Ей исполнилось три года, при торжественной обстановке. Когда Её родители приблизились к Храму с посвящаемой дочерью, то навстречу им вышли из Храма служившие в нём священники и первосвященник, по преданию – Захария, отец Иоанна Крестителя (Предтечи), а также призванные Иоакимом юные девы с зажжёнными светильниками (для того, чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем). Поставив свою дочь на первую ступень Храма, Анна сказала Ей: «Иди к Тому, Кто даровал мне тебя». Несмотря на Свой возраст, Мария без посторонней помощи легко преодолела крутые ступени Храма и была встречена первосвященником. По особому откровению Она была введена во Святая Святых – самое сакральное помещение Храма, где находился Ковчег Завета и куда имел право входить только первосвященник раз в год; этим была явлена Её особая роль в судьбе человечества (отчасти эти легенды нашли отражение в гл. 4–6 апокрифической «Книги о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»). Это событие стало началом нового этапа в жизни Марии (пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до исполнения Ей 12 лет). Живя при храме, Она посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. После Мария, чтобы не нарушать отеческих преданий, была выдана замуж за Иосифа Обручника. Хотя праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время входит в число двунадесятых, он был установлен в церкви позднее других из числа особо чтимых. Предполагают, что его появление связано с деятельностью византийского императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.), построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей Купели (напротив храма). В некоторых месяцесловах праздник отмечен в VIII в. (их сдержанные указания говорят исследователям о том, что первоначально служба на этот праздник совершалась без особой торжественности). Константинопольскому патриарху Герману I (715–730 гг.) приписываются две гомилии (проповеди) на Введение, что может свидетельствовать о праздновании Введения в Константинополе того времени. Широкое распространение на Востоке праздник получает с IX в. Его статус постепенно менялся (в православной церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых праздников только после XIV в.). Византийский писатель Феодор Продром (около 1100 – 1170 гг.) и церковный историк Никифор Каллист (ум. около 1350 г.) ещё не включали его в это число, но согласно студийским и иерусалимским «Типиконам» XI–XIV вв. он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее, даже в печатных «Типиконах» XVII в. отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что статус этого праздника несколько уступает статусу двунадесятых.

 



 
PR-CY.ru