ВАХАНЯН Габриель - Страница 2

Согласно данной концепции, суть христианской жизни состоит в существовании для других, самоотверженному и свободному следованию Христу, Который понимается не как Богочеловек, не как «Учитель праведности», но как общечеловеческий идеал. Развивая идеи «теологии смерти Бога», Габриэль Ваханян приходит к выводу, что человечество вступило в «постхристианскую эру», когда задача христианства должна сводиться к «добрым делам» (молитва, покаяние и пост – как приложится, что для индивидуальной совести вполне достаточно). Соответственно, понятие «Бог» объявляется или бессмысленным, или дезориентирующим, вводящим человека в заблуждение. Поэтому сущность Евангелия может быть выражена без этого термина или каких-то его эквивалентов, предлагаемых многими протестантскими модернистами. В современном мире надо не сохранять идею Бога, реинтерпретировав её, а вообще её отбросить, а все суждения о Боге перевести на язык непосредственных суждений о человеке, утверждать христианство без веры в Бога, как чисто секулярную веру. Согласно Ваханяну, приобщиться к христианству – значит избрать для себя и строго придерживаться такого образа жизни, при котором можно быть открытым, свободным для своего ближнего, можно стать в полном смысле слова человеком для других, а не только для себя. Подлинная литургия должна порвать с чисто религиозным ритуалом, противопоставленным мирскому, и рассматриваться как продолжение Божественного деяния, сплетающего воедино религиозное и мирское. Габриэль Ваханян писал в русле «теологии смерти Бога», развивая мысль об атеизме как взрослости. Он утверждал, что идея Бога как сверхъестественного Творца и судии этого мира научно ложная, поэтому не способствует процветанию общества, и люди должны научиться выполнять заповеди, жить, уподобляясь Христу, «своими силами», не из страха перед адом и не в надежде на рай. В книге «Смерть Бога» он пришёл к выводу, что культура больше не является проводником Евангелия и не направляет человеческий дух к трансцендентному. Образ мышления, некогда обеспечивавший передачу идеи Бога от поколения к поколению, перестал существовать, следовательно, Бог умер. С точки зрения истории религии, это – обычное культурное явление, означающее прекращение определённой культурной традиции. Следует признать в качестве факта отсутствие Бога в опыте современного человека, который руководствуется устаревшими теистическими представлениями о Боге как сверхприродном, трансцендентном существе. Но это не означает, что человек становится атеистом, если только не брать в расчёт его отношение к официальному теизму, укоренённому в традиционной культуре прошлого. Вне этого отношения для верующего человека Бог остаётся вечно живым Творцом мира, полностью иным, чем все человеческие представления. Однако господство науки и технологии в современной культуре неспособно само по себе устранить вопрос о Боге. Христианское Евангелие нужно проинтерпретировать на языке современной культуры, но не следует провозглашать новое Евангелие, к чему призывают наиболее радикальные теологи-модернисты. Габриэль Ваханян называет это «культурной неправоспособностью Бога» и считает, что «сегодня только реальный мир со всей своей непосредственностью и имманентностью обеспечивает человека условиями для самопознания. Понять себя или другого легче без Бога, чем с Богом. Современный человек живет в мире имманентного… Бог, бытие Которого уже не пытаются доказывать, стал бесполезным для человека, ищущего решения своих проблем». В целом его позиция укладывается в рамки неоортодоксальной традиции протестантской теологии.



 
PR-CY.ru