ВАТОПЕД

ВАТОПЕД – общежительный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, один из значительных афонских монастырей (см. Афон). Расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине северо-восточного побережья п-ова Афон. Общее число братии – 141 человек (116 монахов и 25 послушников). Монастырь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии. Он осуществляет исполнительную власть совместно с комиссией (эпитропией) из двух избираемых на год членов-эпитропов. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор, совет старцев монастыря). Ватопеду принадлежат два скита (великомученика Димитрия и апостола Андрея) и 27 келий. Из них восемь келий находится в Колицу: св. Бессребреников, прав. Анны, вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, первомч. Стефана, Сретения Господня, Всех святых (из них четыре последних не имеют насельников); пять – в Карее (из них заселены кельи Вознесения Господня, свт. Николая и св. Харалампия); два – в Гифтадике или Эгиптадике (свт. Николая и пустующая пророка Илии). Ватопед имеет два метоха (подворья): в Порто-Лагос (действующий) и на о-ве Самос. На территории монастыря находится 29 параклисов (придел или отдельный малый храм с функциями придела): 21 – внутри и восемь – вне стен монастыря. Исследователи предполагают, что на месте, где располагается монастырь, находился небольшой античный г. Дион (или Харадрион). По преданию, первая церковь в Ватопеде была основана императором Константином I Великим (323–337 гг.), разрушена при императоре Юлиане Отступнике (361–363 гг.) и возобновлена в конце IV в. императором Феодосием I Великим (379–395 гг.) в память о чудесном спасении от кораблекрушения его сына, будущего императора Аркадия (395–408 гг.); волны вынесли отрока на афонский берег, где его нашли невредимым под большим терновым кустом. По другим версиям, это чудо произошло с неким Ватом, которого преподобный Максим Грек (Михаил Триволис; около 1475 – 1556 гг.) называет испанским правителем и братом императора Феодосия (Послание Максима Грека Василию III, 1518–1519 гг.), а Стефан Святогорец считает отрока племянником Феодосия I Великого («Рай мысленный», 1512–1520 гг.). Поэтому монастырь был назван Ватопедом (от слов «купина», «терновый куст» и «отрок», «дитя»), однако, по мнению других исследователей, это означает «терновая равнина». В 862 г. монастырь был опустошён критскими арабами, но одному из монахов удалось спрятать в надёжном месте главную святыню монастыря – икону Божьей Матери. Вторичное основание монастыря относится уже к середине Х в. Согласно монастырскому преданию, на Афон прибыли три архонта (вельможи) из Адрианополя – Афанасий, Николай и Антоний. По настоянию преподобного Афанасия Афонского (около 925/930 – около 1000 гг.) они восстановили древний разрушенный монастырь (впоследствии основатели были похоронены в нартексе соборной церкви, их память празднуется 17 декабря). Многие критически настроенные исследователи считали трёх адрианопольских ктиторов (основателей) легендарными личностями, а само число «три» – символическим, однако в 1992 г. при раскопках в кафоликоне Ватопеда была найдена гробница, находящаяся под аркосолием южной стороны месониктикона (часть нартекса, где совершалась полунощница). В ней были обнаружены останки трёх иноков, а также свинцовая табличка с запрещением от имени погребённого здесь игумена Афанасия хоронить в этой гробнице кого-либо ещё. Это показалось ярким свидетельством того, что трое основателей – реальные исторические личности. Двоих из них исследователи отождествили с первыми ватопедскими игуменами Николаем (около 985 – около 1012 гг.) и Афанасием (около 1020 – около 1048 гг.). Из надписи на этой гробнице они заключили, что Афанасий был сыном Николая, и, таким образом, принято считать, что Ватопед возник как семейный монастырь. Но не все лица, чьи имена сохранены традицией, жили в одно время (по мнению Д. Папахрисанфу, третьего основателя монастыря следует отождествить с игуменом Антонием, который упоминается в актах под 1142 г.). Сохранившиеся актовые материалы позволяют исследователям проследить существование монастыря начиная с конца Х в., а отсутствие подписи ватопедского игумена под афонским «Типиконом» 972 г. («Трагосом») позволяет им предположить, что Ватопед в то время ещё не возник.

 



 
PR-CY.ru