ВАССИАН РЫЛО - Страница 2

Осуждая его «прежних развратников», ссылавшихся на то, что Иван «от прародителей» связан «клятвою» – «еже не поднимати руки против царя стати», Вассиан Рыло заявил, что эта «клятва» прародителей ханам была клятвой «по нужди», и что «великому Русьских стран хрестьянскому царю» не подобает повиноваться «богостудному» «царю» Орды. Называя Русь «новым Израилем», сравнивая Ивана III с Моисеем, Иисусом Наввином, Давидом и императором Константином, ссылаясь на «Димокрита философа», он призывал князя: «Напрязи и спей и царствуй истинны ради и кротости и правды». Наряду с «Посланием на Угру» с его творчеством исследователи связывают также рассказ о «стоянии на Угре», восходящий к ростовскому летописному своду 1480 гг. и сохранившийся в «Летописи Типографской», а также в ряде других более поздних летописей. Если в «Послании на Угру» Вассиан Рыло призывал Ивана III не бежать с женой, детьми и «имением» в «иные земли», то в летописном рассказе автор упоминал о христианских «великих государях», обрекших себя именно на такую участь – «избегших от турков с имением и скитающихся» по чужим странам. Прямое влияние «Послания на Угру» обнаруживают рассказы о событиях 1480 г. в «Летописи Устюжской» и в кратком «Кирилло-Белозёрском летописце». Роль Вассиана Рыло оценивается историками и филологами по-разному: некоторые авторы считали, что «Послание» свидетельствует о принадлежности его к «консервативной группе феодалов», но большинство исследователей (Л.В. Черепнин, И.М. Кудрявцев, А.Н. Насонов и др.) видели в нём не «консерватора», а, напротив, идеолога складывающегося Русского государства («Послание на Угру» по отдельным спискам не издано; текст только издан в составе летописей XVI в.). Кроме «Послания на Угру» (и, возможно, летописной повести) Вассиан Рыло оставил также грамоты делового, распорядительного характера. По рукописным святцам он считается святым. Приписанное Вассиану Рыло «Житие Пафнутия» ему не принадлежит. Лит.: Кудрявцев И.М. Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1951, т. 8; Его же. «Угорщина» в памятниках древнерусской литературы: (Летописные повести о нашествии Ахмата и их литературная история) // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961; Павлов П.Н. Действительная роль архиепископа Вассиана в событиях 1480 г. // Ученые записки Красноярского педагогического института, 1955, вып. 1; Ганелин Я.Щ. Об умении читать разночтения // ТОДРЛ. М.; Л., 1960, т. 16; Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960; Лурье Я.С. Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре» // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18; Его же. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976; Его же. Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе // РЛ, 1982, № 2; Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. М., 1969; Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; Алексеев Ю.Г. Московские горожане в 1480 г. и победа на Угре // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985; Клосс Б.М., Назаров В.Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. // Древнерусское искусство XIV–XV вв. М., 1984.



 
PR-CY.ru