ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ - Страница 4

В полемике Вассиан Патрикеев не нагромождал тексты и стремился следовать не букве закона, а духу Евангелия. Его требование простоты в церковном убранстве также заслуживает внимания исследователей. Основными чертами литературной манеры Вассиана Патрикеева они называют остроту, страстность обличений и резкость, едкость полемики. Первого он достигал путём противопоставления реальной действительности (например, монашеского быта) идеалам христианского учения, второго – посредством широкого применения иронии (в последнем отношении его публицистическое мастерство исследователи сравнивают с «кусательным» стилем Ивана IV Грозного). Важным этапом в творчестве Вассиана Патрикеева считается написание «Прения с Иосифом Волоцким», где в форме прямого диалога лидеров двух противоположных течений церковной мысли подводится итог их многолетней полемики (в «Прении» он указывает также, что «учил великого князя села отъимати у церквей и монастырей», и, таким образом, формулирует идею секуляризации церковных и монастырских земель). В истории русской публицистики XVI в. он занимает почётное место как наиболее последовательный идеолог нестяжательства, чьё учение о недопустимости для монастырей владеть сёлами отвечало не только интересам централизованного государства и светской части класса феодалов, заинтересованных в секуляризации церковных и монастырских земель, но и крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации в монастырских вотчинах. Его нестяжательские идеи поддержал после переезда в Россию Максим Грек, на них опирался идеолог крестьянства и городской бедноты Феодосий Косой, критикуя вотчинные права монастырей. В истории русского канонического права Вассиан Патрикеев занимает видное место как автор особой редакции «Кормчей книги» в духе «нестяжательских» доктрин, с устранением церковных уставов Владимира и Ярослава и «градских» законов. Он внёс в неё толкования знаменитого византийского канониста Феодора Вальсамона (около 1140 – 1199 гг.), проложив тем путь его сочинениям в Россию. В истории догматов он интересен исследователям как представитель в России учения о нетленности плоти Христа ещё до Воскресения. К этому учению (еретическому, с точки зрения господствующей церкви) Вассиан Патрикеев пришёл, как полагают исследователи, начав с отрицания божественности Христа и пережив долгий период исканий. Лит.: Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960; Павлов А.О Кормчей князя-инока Вассиана Патрикеева // Ученые записки Казанского университета по Отделению историко-филологических и политико-юридических наук, 1864, вып. 2; Иконников B.C. Русские общественные деятели XVI в. Киев, 1866; Хрущев И. Князь-инок Вассиан Патрикеев // Древняя и новая Россия, 1875; Моисеева Г.Н. К вопросу о датировке «Собрания некоего старца» Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 15; Её же. Об идеологии «нестяжателей» // История СССР, 1961, № 2; Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960; Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI в. Л., 1970; Её же. К изучению Кормчей Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28; Её же. Новый список сочинений Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 29; Её же. Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами // Из истории феодальной России. Л., 1978; Зимин А.А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972; Его же. Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Ученые записки Казанского государственного педагогического института, 1974, вып. 121.



 
PR-CY.ru