ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ

ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой; около 1470 – после 1531 гг.) – выдающийся русский публицист и церковно-политический деятель. Принадлежал к знатнейшему боярству, являлся одним из вождей боярской партии, стоявшей в вопросе о престолонаследии за внука Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.), Дмитрия Ивановича, против Софьи Палеолог (около 1455–1503 гг.) и её сына Василия III Ивановича (1505–1533 гг.), а в вопросах государственного строя – за властное участие боярства в управлении. В церковных делах эта партия была близка к еретическим и вообще свободолюбивым кругам (исследователи видят связь между Вассианом Патрикеевым и так называемыми «жидовствующими»). Его дед и отец были близки к великим московским князьям Василию II Васильевичу «Тёмному» (1447–1462 гг.) и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности и участвовали в проведении политики государственной централизации. Вассиан Патрикеев продолжал их деятельность. В 1490 гг. он принимал участие в войне с Литвой и затем (вместе со своим отцом) в мирных переговорах, был воеводой во время русско-шведской войны 1495–1497 гг. (водил русские полки под Выборг в 1496 г.), совместно с отцом участвовал в высшем государственном суде, выполнял поручения Ивана III в борьбе с удельными князьями. Во время династического кризиса конца 1490 гг. князья Патрикеевы выступали на стороне внука Ивана III Дмитрия, провозглашённого наследником престола. Династический спор был решён силой меча, несколько лиц были казнены, князей Патрикеевых постигла опала, а Вассиан Патрикеев в 1499 г. от казни был избавлен через пострижение в монахи в Кирилло-Белозёрском монастыре под именем Вассиана. Здесь он стал учеником основателя и главы нестяжателей Нила Сорского (1433–1508 гг.), подпал под его влияние, усвоив его мировоззрение и всю совокупность практических взглядов. Исследователи предполагают, что уже в 1503 г. он вместе с Нилом Сорским прибыл в Москву, где состоялся Собор о вдовых попах. Однако его сильной энергичной натуре были чужды свойственные Нилу Сорскому созерцательность и сосредоточенность на внутреннем духовном мире. Поэтому он преобразует его учение, придав ему активный характер и тесно связав с идейно-политической борьбой, происходившей в русском обществе вокруг вопроса о монастырском вотчиновладении и судьбе еретиков. Около 1509 г. Вассиан Патрикеев был возвращён из ссылки и стал доверенным лицом великого князя Василия III Ивановича. Поворот в его судьбе был обусловлен политикой ограничения монастырского землевладения, проводимой Василием III в первую половину его княжения, поскольку учение Вассиана Патрикеева давало необходимое идейное обоснование этой политики (великий князь привлёк его к себе в качестве полезного советника, как полагают исследователи, именно по вопросу о церковных вотчинах). Когда глава иосифлян Иосиф Волоцкий (1439/1440 – 1515 гг.) вновь поднял вопрос о мерах борьбы с еретиками, Нил Сорский и его ученики выпустили против него ставшее знаменитым «Послание заволжских старцев», требовавшее снисходительного отношения к еретикам (некоторые учёные приписывают его Вассиану Патрикееву). В княжение Василия III Вассиан Патрикеев скоро занял выдающееся положение, его называли «великим временным человеком» (т.е. временщиком). Он жил то в Чудовом, то в Симоновом монастыре и постоянно бывал во дворце. Благодаря его влиянию была смягчена участь еретиков (одно время великий князь даже запретил Иосифу писать против него). Исследователи полагают, что не без участия Вассиана Патрикеева на митрополию был избран близкий Нилу Сорскому и его последователям Варлаам (1511–1521 гг.). По соглашению с ним около 1517 г. он приступил к пересмотру «Кормчей книги» (свода церковных постановлений и «градских» законов византийских императоров). Для своей «нестяжательской» «Кормчей» свободномыслящий и психологически мирской Вассиан Патрикеев счёл необходимым пересмотреть «Кормчую» и произвести в ней чистку. Вместе с великим князем он обратился за справкой к самой древней (XIII в.) пергаменной «Кормчей», вывезенной великим князем из Новгородской Софийской библиотеки. Но правила в ней были те же, что и в позднейших списках.

 



 
PR-CY.ru