ВАСИЛЬЕВ Феодосий - Страница 2

Поэтому после 9-летнего пребывания на чужбине Феодосий решил вернуться в Россию, тем более что при Петре I религиозное преследование раскольников прекратилось. Князь Александр Данилович Меньшиков позволил ему поселиться «со всем братством и с прочими многочисленными христианы» в Вязовской волости Великолуцкого уезда и позаботился, чтобы переселенцам не чинилось никаких притеснений от светских и духовных властей. В 1710 г. князь отдал во владение федосеевцам Ряпину мызу в Юрьевском уезде, но ещё не разрешал им переселиться туда. Чтобы ускорить это дело, Феодосий отправился в Новгород, к чиновнику, от которого оно зависело, но во время хлопот неожиданно был задержан слугами митрополита Иова, закован в железо и посажен в палату под кельей митрополита. После допросов и бесплодных состязаний и увещаний со стороны митрополита и других лиц Феодосия заперли в палате, полной «темноты и праха», где он через «четыре седмицы» и скончался. Феодосий выступил с собственным учением, которое, правда, касалось преимущественно обрядовых и бытовых мелочей. Сходясь в основном с поморцами, он отличался от них тем, что признавал законным брак, заключённый до перехода в раскол, нарицал по необходимости настоятельствующих епископами, именовал торжищное брашно скверным, ввёл у себя чтение священнических молитв при рождении, крещении и погребении и даже употребление священнических поручей, принимал титлу, положенную Пилатом на кресте Иисусовом, не содержал аллилуйных поклонов и проч. Свои воззрения Феодосий изложил в сочинениях, написанных в полемике с поморскими наставниками (разошёлся с ними в 1703 г.), нижегородскими раскольниками и православными. Из них исследователям известны «Послание к Андрею Денисову о догматех и титле», «Послание к тому же о браке в 1710 г.», «Послание к тому же о том же», «Послание на Выг о браке в обличение А. Денисова», «Письмо второе из Польши в поморье о разногласиях с поморцами», «Беседа с православным в декабре 1707 г.», «Начертанный в Польше церковный собор для уничтожения некиих несовершенств в церкви», «Три послания пастырям душ о благоустройстве церкви», «Увещание держаться раскола» и «Увещевание бегать и таиться». Кроме того, им составлено «определение» новгородского раскольничьего Собора 1694 г. Лит.: Иоаннов П., прот. Полное историческое известие о раскольниках», СПб., 1831 г.; Макарий. История русского раскола, СПб., 1858 г.; Павел Любопытный. Исторический словарь и каталог староверческих церквей. M., 1886.; Попов H. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве. 1869 г.; Смирнов П. Внутренние вопросы в расколе. СПб., 1898 г.; его же. Из истории раскола в первой половине XVIII в. СПб., 1908 г.; Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912 г.



 
PR-CY.ru