ВАСИЛИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

ВАСИЛИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (1729–1797 гг.) – старообрядец поморского согласия, основатель покровской часовни в Москве. Беспоповцы, отталкиваясь от мысли о пришествии Антихриста, отрицательно относились к браку. На практике вопрос об отношении полов улаживался компромиссным путём, однако иногда обострялся, и поднимались нескончаемые споры. Современник Василия Емельяновича, организатор Федосеевского Преображенского кладбища в Москве Илья Алексеевич Ковылин, запрещение брака предъявлял в решительной форме. Преображенцы закрывали глаза на действительность по принципу: «Хоша семерых роди, только замуж не ходи». Такое грубое расхождение жизни с учением для многих было невыносимо, что привело к появлению книги одного из первых старообрядческих историков, беспоповца Ивана Алексеева (Стародубского; 1709–1776 гг.) «О тайне брака», в которой он говорит, что брак есть тайна, хотя и не в смысле таинства, как понимает его православная церковь. Наставления Ивана Алексеева возымели действие: беспоповцы стали венчаться у «никониан». Тогда выступил Василий Емельянович. По словам историка и писателя Павла Любопытного (Светозарова Платона Львовича; 1772–1848 гг.), он первый «открыл в Москве начало брачного чина и первый из пастырей стал торжественно избавлять женящихся христиан от явной пропасти никониазма», заявляя: «Не в том де замыкается сила таинства брака, чтоб в церкви, или через попа оную отправить; но по согласию сочетавающихся и благословению с обеих сторон родителей. Бог венчает и нам в том недостаток дополнит». Всех обращавшихся к нему беспоповцев Василий Емельянович стал благословлять на брак: «Женившийся не согрешает, брак чист и ложе нескверно». Вокруг него составилась группа горячих приверженцев до 50 человек. Купец Монин предложил уступить для постройки молитвенного дома землю, на которой, благодаря влиянию Василия Емельяновича и пожертвованиям богачей, скоро появилась деревянная часовня во втором квартале Лефортовской части, а при ней просторное здание для призреваемых. В 1765 г. Василий Емельянович был назначен настоятелем часовни. Новая община организовалась по правилам одного из основателей Выговского общежительства Семёна Денисова (1682–1740 гг.), приняла Выгорецкий устав и стала под преобладающее влияние Выговского монастыря. С Преображенским кладбищем началась упорная борьба. И.А. Ковылин был вынужден созвать Собор на кладбище. Покровцы пошли туда уверенно и смело, но Собор не оправдал их ожиданий, поскольку Ковылин вместо рассуждений о браке поставил вопрос об Антихристе. Это был удачный манёвр: отвергнуть мысль об Антихристе – значило пошатнуть всё здание беспоповщины в самом его основании. Василий Емельянович только отчасти помог делу заявлением, что относительно антихристова бытия в мире («чувственно или духовно он царствует») спорить было делом излишним, т.к. этот предмет «не до веры принадлежит». С этих пор дело Василия Емельяновича развивалось всё с меньшим успехом. Но Ковылин вполне ценил силу противника. По одному известию, однажды он пригласил к себе Василия Емельяновича, и «сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение сокруши. Вторый Ирод ударил истину глаголющаго по лицу своею рукою». Василий Емельянович управлял Покровской часовней30 лет и написал немало сочинений, список которых даёт Павел Любопытный в своём каталоге. Лит: П.Н. Милюков. Очерки по истории русской культуры (вып. 2, изд. 4-е, СПб., 1905); Ливанов. Раскольники и острожники, т. III; Нильский И., проф. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке (вып. 1, СПб., 1869).

 
PR-CY.ru