ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ - Страница 6

Уже к 1610 г. существовало три службы на память Василия Блаженного. В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (1630 гг.) под 2 августа записано: «Празднуем Василию Блаженному: благовесть в ревут, звон во вся без болшаго. А государь и Патриарх бывают у праздника у вечерни; а у всенощнаго бывает един Патриарх со властьми и звон ему; а государь слушает заутреню у себя на сенях; а у обедни государь бывает. А в соборе поют вечерню и заутреню с полиелеосом по уставу, по своему времени; а после заутрени у Патриарха ключари докладывают об отпуске к службе, что прикажет отпустить и к водосвящению, а звон в соборе, как государь пойдет» (2 августа после окончания богослужения патриархи раздавали милостыню). В середине XVII в. память святому праздновалась также 1 января – на именины Василия Блаженного. Тогда протопоп Покровского собора приходил к патриарху со святой водой и получал за это дар «на молебен». С середины XVII в. число празднований святому сократилось. С 1659 г. память Василия Блаженного 2 августа в Успенском соборе «уже не праздновали, пели рядовую», с 1677 г. патриархи перестали служить в Покровском соборе, назначая вместо себя присутствовавших в Москве архиереев. В Уставе 1682 г. предписывается совершать торжественное празднование святого только в храме Покрова на Рву, «идеже лежат мощи его». В русских Прологах середины XVII в. память Василия Блаженного помещается обычно под 2 августа. В Месяцесловах помимо этого дня указываются и другие. В Месяцеслове с предисловием середины XVII в. и в Святцах (М., 1646) преставление Василия Блаженного отнесено к 3 июля (причиной этого, полагают исследователи, является тот факт, что на 3 июля приходится память русских святых – ярославского князя Василия Всеволодовича, Новгородского архиепископа Василия Калики и Рязанского епископа Василия). В Юго-Западной Руси память Василия Блаженного впервые появляется в Анфологионе (Львов, 1651) и распространяется в рукописях во второй половины XVII в. В 1738 г. униатский митрополит Афанасий Шептицкий (1729–1746 гг.) распорядился изъять из Трефолоя 1694 г. памяти ряда русских святых, в том числе Василия Блаженного. В приделе Василия Блаженного в Покровском соборе (под покровительством святого) хранилась большая казна государя. Пишут, что в 1595 г. князь В. Лебедев с сообщниками замыслил «зажечь град Москву во многих местех, а самим у Троицы на Рву у Василия Блаженного грабити казну, что в те поры была велия казна» (замысел был раскрыт, злоумышленники казнены). Жених Ксении Годуновой, сын датского короля Фридриха II (1534–1588 гг.) герцог Иоанн фон Шлезвиг-Голштинский (1583–1602 гг.) писал о Троицком соборе на Рву, что «в одном из нижних приделов собора днём и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться» (скорее всего, речь идёт о приделе во имя Василия Блаженного). В 1612 г. захватившие Москву поляки «раку блаженнаго и цельбоноснаго телесе великаго Василия, о Христе юродиваго, разсекоша на многия части, и одр с места, иже бысть над ракою, вздвигнуша, и над тем местом, идеже лежит блаженное тело, конем места устроиша и з женообразными лицы, и безстыдне, и безстрашне в того святаго церкви блудное скаредие творяше» («Плач о пленении и разорении Московского государства»). После Смутного времени почитание Василия Блаженного в России не ослабевало. В 1625 г. у вновь сооружённой раки святого молился об исцелении дальний царский родственник – стольник А.Ф. Бабарыкин. Царь Михаил Фёдорович «Кроткий» (1613 – 1645 гг.) и его отец патриарх Филарет (1619–1633 гг.) вложили в Покровский собор позолоченный и унизанный жемчугом напрестольный крест с изображением Василия Блаженного. В конце 1610 гг. «Житие» святого послужило образцом для составления «Жития» св. Артемия Веркольского (1532–1545 гг.). Василий Блаженный почитался и в последующее время как целитель и покровитель Москвы. В 1722 г. в Синоде рассматривалось донесение, что в приделе святого продаётся масло, «которое и в почтении содержится». Особенно часто к блаженному прибегали для исцеления глазных болезней. У образа Василия Блаженного в храме Покрова на Рву в 1730 г. висело шесть привесов «очей серебряных», обозначавших исцелённую часть тела.

 



 
PR-CY.ru