ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ - Страница 4

Подвиги святого очень скоро после его кончины стали примером для подражания. Другой московский юродивый – св. Иоанна (ум. в 1589 г.) – также ходил по городу обнажённым, обличал правителей и завещал похоронить себя рядом с Василием Блаженным. В памятниках XVI–XVII вв. указаны различные годы кончины юродивого. Полное «Житие» относит её ко 2 августа 7065 (1557) г. Эту дату исследователи считают неточной, поскольку под 2 августа 1588 г. в летописях помещены сообщения о чудесах от мощей Василия Блаженного (год кончины не подтверждается более ранними источниками, в частности, «Степенной книгой»). В сборниках исторического характера XVII–XVIII вв. (на примере рукописей, хранящихся в Российской государственной библиотеке) исследователи находят следующие годы преставления святого. В сборниках из собрания литературоведа и библиографа Вукола Михайловича Ундольского (1816–1864 гг.) назван 7060 (1552) г., а также 7061 (1553) г., в рукописях того же собрания и «Месяцеслова» Симона (Азарьина) середины 1650 гг. – 7063 (1555) г., 7065 (1557) г. и т.д. Сообщается, что в «Летописце» до 1659 г. из собрания книготорговца Сергея Тихоновича Большакова (1842–1906 гг.) записано: «Лета 7064 (1556) мая 29 народися царевич Иван, да преставися Василей оуродивый Московский». В вятском «Летописце старых лет» первой трети XVIII в. отмечается, что Василий Блаженный ходил нагим «с 10 лет», преставился 1 августа 7060 (1552) г. в Москве, «жив всех лет 94» (такие же сведения приведены в «Летописце о царствующем граде Москве»). Это известие было принято некоторыми историками (Н.М.Карамзиным, Н.П. Барсуковым и др.). Погребение святого проходило при участии «царей и князей», которые несли тело Василия Блаженного «на главах своих», в погребении участвовало также большое число духовенства и множество народа (по свидетельству «Жития», во время погребения блаженного больные получили исцеление). На отпевании присутствовали царь Иоанн IV и его супруга – царица Анастасия Романова (1531/1532 – 1560 гг.), мать царевича Ивана и царя Фёдора Ивановича. Другими «царями» исследователи считают казанских царей Александра и Симеона, принимавших участие в освящении приделов собора Покрова (или Святой Троицы) на Рву в октябре 1559 г. В сокращённом «Житии» приводятся предсмертные слова Василия Блаженного, который завещал навещавших его царя с царицей «благочестивому царю Иоанну и царице Анастасии тело свое положити... у Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы». Однако это свидетельство исследователи считают позднего происхождения, поскольку Дж. Флетчер, писавший о Василии Блаженном в первой половине 1589 г., отмечал, что тело святого совсем недавно было перенесено в центральный московский храм, в котором, по описанию англичанина, можно узнать храм Покрова на Рву. Таким образом, первоначально блаженный был похоронен в другом месте (на кладбище Троицкой церкви, где царь Иван Грозный указал построить Покровский собор в память покорения Казани), а мощи святого перенесли в Покровский собор, по-видимому, во время канонизации в 1588 г. Сообщается, гроб блаженного нёс сам царь с боярами, а совершал погребение митрополит Макарий. Летописные свидетельства о первых чудесах от его мощей относятся ко времени после кончины царя Иоанна IV. Наиболее достоверными считаются сообщения «Нового летописца», Соловецкого летописца конца XVI в. и Новгородско-псковской летописи 1630 г. В «Новом летописце» глава «О явлении и о чюдесех блаженнаго Василия» помещена между кратким сообщением под 13 июля 1588 г. о приезде в Москву Константинопольского патриарха Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.) и рассказом об учреждении патриаршества в России и отъезде патриарха Иеремии (под 23 января 1589 г.). Чудеса от мощей юродивого, повеление царя Фёдора Ивановича (1584–1587 гг.) устроить над гробницей святого позолоченную и украшенную драгоценными камнями и жемчугом серебряную раку, а также построить каменный храм во имя Василия Блаженного «Новый летописец» относит к 7096 г. (т.е. ко времени с 1 сентября 1587 г. по 31 августа 1588 г.). Уже с 1588 г. стали говорить о чудесах у гроба Василия Блаженного: по свидетельству летописи, 2 августа 1588 г. от мощей святого совершилось несколько чудотворений, ставших причиной его канонизации.

 



 
PR-CY.ru