ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ - Страница 2

В сокращённом жизнеописании (в Прологе 1660 г.) и в Святцах 1646 г. сообщается, что Василий Блаженный родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове». О его родителях известно по полному «Житию» лишь то, что они испросили себе ребёнка молитвами. Святцы 1646 г. и сокращённое «Житие» сообщают, что его отца звали Иаковом, а мать – Анной. В поздних источниках, например, в несохранившемся Шепарёвском списке «Жития» конца XVIII – начала XIX в., опубликованного И.И. Кузнецовым; в предании, изложенном в книге русского историка Ивана Михайловича Снегирёва (1793–1868 гг.) сообщается, что отец отдал его на обучение к сапожнику, в мастерской которого у мальчика случайно открылся пророческий дар. К хозяину приехал в Москву торговец хлебом и заказал в мастерской такие сапоги, которые можно было бы носить несколько лет; в ответ Василий Блаженный рассмеялся и заплакал (по другой версии, «улыбнулся»). После ухода купца он объяснил мастеру своё поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, т.к. завтра умрёт, что и сбылось (этот сюжет использовал в своих рассказах Лев Толстой). По сообщениям сокращённого «Жития» и летописцев XVII в., Василий Блаженный после этого взял на себя подвиг юродства (в 10 или 16 лет). Сначала он принял обет молчания и находился в непрестанной умной молитве. Затем, наставляемый Святым Духом, «во юродство претворися и обнажи тело свое», подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, лишив себя крова и одежды. В «Степенной книге» он назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления... Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше» (прозвище блаженного «Нагой» встречается в летописных памятниках XVI–XVII вв.). В «Житии» говорится, что Василий Блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен (т.е. без крова) пребываше». Однако Пискарёвский летописец сообщает, что «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках, у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы». Род Юрловых (потомки бояр Плещеевых) в XVI в. владел землями в Московском и Тверском уездах, а С.И. Юрлова – историческое лицо. Информация о том, что святой жил и преставился в доме у некой вдовицы (не названной по имени) есть также в списке сокращённого «Жития» конца XVII – начала XVIII в. Но «Житие» Василия Блаженного (как и любое другое житие) решает главную задачу – показать, как можно словом и примером учить народ нравственной жизни. По версии авторов «Новой хронологии» Анатолия Тимофеевича Фоменко (род. в 1950 г.) и Глеба Владимировича Носовского (род. в 1958 г.), появление в Москве юродивого Василия Блаженного является косвенным доказательством болезни впечатлительного и религиозного царя Ивана IV Грозного (1548–1584 гг.), который от болезни так и не оправился и стал душевнобольным (юродивым). Стрессы в детском возрасте и впечатление от жестокостей казанского похода привели к тому, что «вечером 11 марта 1553 г. ближние бояре присягнули на верность наследнику престола, грудному младенцу Дмитрию». Согласно традиционной (романовской) историографии, царь выздоровел, а младенец Дмитрий трагически погиб: из-за небрежности няньки утонул в реке или случайно наткнулся на нож (по версии А.Т. Фоменко, царь Дмитрий Иванович в 1563 г. в возрасте около 12 лет действительно погиб; возможно, даже в Угличе). В пользу версии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского свидетельствует тот факт, что юродивого не могли величать Василием, поскольку «Василий» по-гречески означает «царь» («василевс»), т.е. речь шла о Блаженном царе (юродивых обычно называли «Ивашками», «Тимошками» и т.д.). Кроме того, после смерти Василия Блаженного в 1557 г. ему устроили пышные (царские) похороны, что по отношению к многочисленным блаженным в Москве никогда не делалось. Да и Покровский собор («Собор Покрова что на Рву») в Москве на Красной площади, воздвигнутый в честь покорения Казани и очень сильно напоминающий разрушенную в Казани мечеть, до сих пор называют Собором Василия Блаженного (не в честь ли покорителя Казани Ивана IV?).

 



 
PR-CY.ru