ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (1462/1468–1552/1557 гг.) – святой, московский Христа ради юродивый; память 2 августа, в воскресенье перед 26 августа – в Соборе Московских святых. Наиболее ранним источником, сообщающим о нём, является «Книга степенная царского родословия» (первая редакция создана около 1563 г.). Сведения из неё были заимствованы в «Житие» Василия Блаженного, известное в трёх разновидностях: полной, сокращённой и особого состава (последняя является компиляцией первых двух, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все три редакции «Жития» с дополнениями о Василии Блаженном изданы протоиереем И.И. Кузнецовым. Древнейший список полного «Жития» сохранился в составе августовской Четьи Минеи (конец XVI в.), который озаглавлен: «В той же день (2 августа) житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому». За «Житием» следуют похвальное слово, чудеса и два сказания – о видении, бывшем Василию Блаженному в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, и о предсказании пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из «Степенной книги»). Полное «Житие» Василия Блаженного было составлено по распоряжению патриарха Иова (1589–1605 гг.), как полагают исследователи, вскоре после его канонизации, но не раньше 1589 г. Пространный текст «Жития» содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес». Сокращённое «Житие» исследователям известно в трёх списках, из которых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного «Жития» сокращён и отредактирован. Исследователи полагают, что данная редакция возникла около 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки. Сказания о прижизненных чудесах Василия Блаженного, являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам из собрания И.И. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, исследователям известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес Василия Блаженного было создано не раньше второй половины XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращённого «Житий». В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса. В «Житии» полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение». Поздние памятники, посвящённые святому, стремятся к детализации в описании его жизни, источником которой являются московские предания. Сведения о Василии Блаженном содержатся также в «Новом летописце», Пискарёвском летописце, ряде кратких русских летописцев XVII–XVIII вв., в записках английского поэта и дипломата Джайлса Флетчера (1548–1611 гг.) «О государстве Русском». О времени рождения святого точных сведений нет. В наиболее древнем «Житии» полной редакции об этом не говорится, а также и о времени кончины блаженного. Святцы (М., 1646), отразившиеся в сокращённом «Житии» и не подтверждающиеся более ранними списками полного «Жития», сообщают о преставлении Василия Блаженного в 7060 (1552) г. в 88-летнем возрасте. Основываясь на этом сообщении, некоторые летописи XVII в. помещают сведения о его рождении под 6972 (1464) г. (в первой ошибочно указан 6672 г.). Принимая во внимание указание Святцев 1646 г. и кратких летописцев XVII в., что Василий Блаженный скончался в возрасте 88 или 94 лет, и считая наиболее вероятным годом кончины святого 1557 г. (сообщение полного «Жития»), исследователи предполагают, что он родился в 1468 или в 1462 г. Кроме того, если допустить (вслед за И.И. Кузнецовым), что 1 января (день тезоименитства блаженного) был днём его крещения, то, по мнению исследователей, рождение святого пришлось на конец года. Достоверно известно одно – местом его подвигов была Москва. По свидетельству полного «Жития», Василий Блаженный, вступив на путь юродства Христа ради, оставил «род свой, и дом отчьск, и град, идеже родися», следовательно, святой родился не в Москве. Однако в этой части «Житие» Василия Блаженного дословно цитирует «Житие» преподобного Феодора Эдесского (Саваита; ум. в 848 г.), который также покинул «град, идеже родися» и пришёл в Иерусалим, таким образом, это может быть агиографическим штампом.

 



 
PR-CY.ru