ВАСИЛИЙ Познанский - Страница 2

Несмотря на талант и большую работоспособность, художник жил в крайней нищете. Сохранилась челобитная Василия Познанского и Карпа Золотарёва о выдаче жалованья на 7188 год, поданная 20 ноября 1679 г. Судя по ней, Василий Познанский получал «государева жалованья поденного денежного корму … по 3 алтына по 2 денги на день, итого в год 36 рублев 16 алтын 4 денги». В челобитной живописцы обосновывали свою просьбу так: «…Работаем мы холопи твои всякие твои великого государя живописные дела верховые и приказные беспрестанно и ныне мы холопи твои оскудели з женишками и з детишками а прокормитца нечем опричь твоего государева жалованья денежного корму а иного никако нам нет» (по челобитной было приказано выдать «государево жалованье поденной денежной корм живописцом Василью и Карпу на нынешней на 188 год для их скудости … сполна»). В 1680–1682 гг. Познанский особенно усиленно работал. Это был период расцвета таланта нашего художника. Около того же времени он женился. На него уже обратили внимание в Оружейной палате и поручили ему обучать живописи учеников. У Познанского была большая мастерская, хотя он всё же считался молодым художником, почему и не пользовался содержанием, соответствующим его таланту. В начале 1680 г. он написал на запрестольном кресте «Распятие Спасителя» со страстями, в придворную церковь преподобномученицы Евдокии, «что у великаго государя вверху на сенях». В начале XX в. крест находился в Екатеринославле, в архиерейской Одигитриевской церкви (кипарисовый, со всех сторон лицевой, обложен чеканным серебряно-золочёным окладом с эмалью, 4-конечный, оклад 7-конечный, 15 вер. на 1 и 1/8 вер.; на лицевой стороне на 9 и 1/4 вер. на 5,5 вер. – 20 изображений; на чеканном окладе три образа из эмали: «Троица», «Фёдор Стратилат», «Мученица Агафья», поясные; на обороте надпись о положении царём Фёдором Алексеевичем в церковь Евдокии с частью Ризы Спаса и Животворящего креста). В том же году он позолотил и расписал красками крылья у четырёх херувимов, которые «были на иордани, что поставляется генваря к 6 числу для государскаго выхода». Для Покровского собора с. Измайлова Василий Познанский написал хоругвь на зелёном атласе с изображением «Нерукотворенного образа Спасителя» (до настоящего времени не сохранилась). В том же 1680 г. он вместе с живописцем Карпом Ивановым Золотарёвым «писал в новых деревянных хоромах разныя притчи по полотну на подволоках и стенах, которыя хоромы построены вновь на конюшне, на Новом Потешном дворе, что бывал боярина Ильи Даниловича Милославскаго» (и эта работа Познанского погибла). На атласе разных цветов он изобразил страсти Господни в придворную церковь преподобномученицы Евдокии, «что у великаго государя вверху, на сенях», написал «на шивных тафтах» страсти Господни и «восем столбцов ко гробу Господню на Голгофу» (конечно, во дворце), а также страсти Господни на двух плащаницах. Страсти Спасителя вообще были одним из наиболее любимых его сюжетов, и их изображения были очень удачными. Весной 1680 г. Познанский вместе с живописцем Карпом Ивановым Золотарёвым написал на полотнах «апостольския проповеди» для церкви Иоанна Белоградского, в кремлёвском дворце, в том же году расписывал золотом, серебрил и красками «с лица ящик большой, в котором поставлен рай, и взят к великому государю в хоромы». Тем не менее, художник жил по-прежнему в нищете. Весной 1681 г. он писал в своей челобитной царю: «Избёнка у меня одна, и та без сеней, и с женишкой и с людишки и со ученики жить тесно, и твоих великого государя дел писать негде. А сторговал я избёнку за 4 рубля с полтиною, а заплатить нечем» (царь пожаловал Познанскому 5 рублей).

 



 
PR-CY.ru