ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ - Страница 3

В «Слове о написании образа святаго мученика Василия, Мангазейскаго чудотворца» повествуется, как была создана чтимая икона святого. В августе 1679 г. в Туруханскую обитель пришёл послушник Сибирского и Тобольского митрополита Павла иконописец Лука и вложил в монастырь написанную им икону Василия Мангазейского. Причиной создания иконы было чудесное спасение Луки во время бури в море по молитвам к отроку; образ был поставлен над гробом чудотворца. Память Василия Мангазейского отмечена под 22 марта в Кайдаловских святцах (конец XVII в.). Многое сделал для возрастания его почитания митрополит Тобольский и всей Сибири Филофей (Лещинский, в схиме Феодор). В декабре 1702 г. он послал челобитную Петру I Алексеевичу (1689–1725 гг.) с просьбой перенести мощи отрока из Туруханского монастыря в Тобольск «для большего почествования к святому», однако получил отказ. В июне 1719 г. святитель приехал в монастырь для поклонения мощам Василия Мангазейского, перенёс их из старого храма в новую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (воспоминание этого события стало местным праздником обители); на западной стороне храма, напротив раки с мощами, был поставлен образ святого. Филофей освидетельствовал мощи и «написал в похвалу мученику Василию канон». В годы его служения на Тобольской кафедре были составлены три службы Василия Мангазейского: «Служба на память явления во граде Мангазее из недр земных многоцелебных мощей мученика святаго Василия», «Служба на перенесение мощей святаго мученика Василия из града Мангазеи в пределы новаго града Туруханска во обитель Святыя Троицы, что на реке зовомой Тунгуске» и «Служба на перенесение мощей новаго мученика Василия, чудотворца Мангазейского, из старыя церкве в новую церковь, пришествием и пренесением святых его мощей схимонахом преосвященным Феодором, митрополитом Тобольским и всея Сибири». В результате деятельности Филофея отрок стал известен далеко за пределами Сибири. Императрица Анна Иоанновна (1730–1740 гг.) прислала в дар Туруханскому монастырю серебряное богослужебное Евангелие, на верхней крышке которого находилось изображение Василия Мангазейского с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский». Однако преемник Филофея Антоний (Стаховский) распорядился, чтобы мощи Василия Мангазейского «были сокрыты в земли внутрь монастырской ограды», а над мощами была устроена часовня. Отсутствие синодального решения о канонизации иногда становилось поводом для запрета почитания. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны Василия Мангазейского и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину. Часовня, где покоились мощи святого, находилась у обрыва, в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться, и гробница вновь показалась наружу. Игумен монастыря Михаил перенёс гробницу во вновь построенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и положил их под спуд под особым надгробием. Зимой 1802/1803 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского... вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали».

 



 
PR-CY.ru