ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ – святой, Новгородский и Псковский архиепископ, в миру Григорий Калена; мощи его находятся в Софийском соборе. До избрания в сан архиепископа совершил путешествие на Восток по святым местам, что исследователям видно из его «Послания о рае». Время его архиепископства (1329–1352 гг.) совпало с тяжкими для Новгорода обстоятельствами и бедствиями всякого рода: пожар, чума, притязания Москвы, стремление Пскова к обособлению. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей при помощи князя Московского, начал страдать от Москвы. Иван I Данилович «Калита» (1328–1341 гг.) сильно теснил Новгород, и владыке Василию пришлось быть предстателем пред ним за свободу своего города. Между тем в Пскове проявилось желание приобрести самостоятельность от Новгорода, и это, прежде всего, выразилось в стремлении псковичей иметь своего епископа, продолжавшемся и после того, как им было в этом отказано митрополитом Киевским и всея Руси Феогностом (ум. в 1353 г.). В самом Новгороде была вражда между партиями, и владыка выступал их миротворцем (например, в 1344 г., при избрании нового посадника). Богатая софийская казна (по распоряжению Василия) щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1337 г. разливом Волхова был разрушен мост, соединявший обе стороны Новгорода, и пошли пререкания о постройке нового моста, которые угрожали кровопролитием. В результате Василий построил мост на счёт епископской казны. В 1340 г. сильный пожар произвёл великое опустошение в Новгороде; на обеих сторонах сгорело множество домов и лавок, 48 деревянных и три каменные церкви, погорел кремль, епископские палаты, Софийский собор. Василий возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцом, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновлять погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам владыка занимался живописью и своим мастерством украшал храмы (ещё и поныне цела икона князя Бориса и Глеба его работы, в Борисоглебской церкви). Патриотическая и благотворительная деятельность Василия заслужила ему великое почтение и любовь новгородцев. Он был почтён и в Константинополе: в отличии от других русских архиереев, Константинопольский патриарх прислал ему крестчатые ризы и белый клобук, о котором впоследствии составилась повесть, с определенной целью – возвеличить Новгород по сравнению с Москвой. Когда от шведского короля Магнуса II Эрикссона (1316–1374 гг.) пришли послы в Новгород с вызовом на диспут о вере, владыка Василий ответил: «Если хотите знать, какая вера лучше: ваша или наша, пошлите за этим к патриарху – мы приняли веру от греков». Деятельный пастырь не был искусным богословом, что, между прочим, заметно в его известном «Послании к Феодору, епископу Тверскому, о рае». Он усердно доказывает Феодору, что рай, в котором жили первые люди, цел и существует на Востоке, а место мучений многие видели на Западе. Смерть Василия свидетельствует об его любви к пастве. В 1352 г. появилась во Пскове страшная зараза – «черная смерть» и произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них и вместе с ними. Владыка прибыл немедленно, совершил богослужение в трёх церквах, обошёл город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути в Новгород скончался – в обители Архангела, при устье реки Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 г.

 
PR-CY.ru