ВАСИЛИЙ НОВЫЙ - Страница 3

С конца XVIII в. «Житие» неоднократно издавалось старообрядческими типографиями, выдержав до рубежа первого и второго десятилетий XIX в. не менее шести изданий (первое вышло около 1795 г. в типографии Ф. Карташева в Клинцах). В конце XVII в. на основании древнейшего перевода «Жития» Василия Нового церковный деятель и писатель, митрополит Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) составил его сокращённую редакцию и издал её в третьем томе «Книги житий святых» (Киев, 1700). Сокращения коснулись в основном эсхатологической части памятника, что связано с чрезвычайной популярностью именно этих сюжетов в старообрядческой среде. Редакция Димитрия Ростовского послужила источником для переработки «Жития» Василия Нового, сделанной Врачанским епископом Софронием (около 1805 г.). Со второй четверти XVII в. широко распространились (преимущественно в старообрядческой среде) лицевые списки полного текста «Жития» Василия Нового (обычно в виде отдельной книги), так и видений Григория и Феодоры (в составе сборников). Количество миниатюр в них исчисляется десятками и иногда превышает сотню. С XVIII в. отдельные сюжеты и композиции, иллюстрирующие «Житие», получают распространение в старообрядческом лубке (настенные листы), как рукописном, так и печатном. Иконография циклов миниатюр к «Житию» и отдельных сюжетов остаётся практически не изученной. В греко-грузинской рукописи, в медальоне представлено оглавное изображение Василия Нового (или преподобного Василия Декаполиса, память 28 февраля) в мантии коричневого цвета, простоволос, седые, вьющиеся на концах волосы спадают на плечи, борода средней длины, клиновидная. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) об облике Василия Нового сказано: «С проседью в курчавой бороде». «Житие» святого своеобразно отразилось в пространном описании его облика в Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.): «Подобием стар, лицем блед и сух от великого пощения, волосы терхавы и сединами цветый, брада аки Власиева, покороче и малость терховата, риза едина, ноги босы, подле его зверь лев пишется... образом странен и страшен, яко в пустыне воспитан, залием точию питаяся, ходя бос и худейшими одеян рубищами». «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» (1910 г.), составленное В.Д. Фартусовым, предлагает изображать в руке святого хартию с его изречениями. В русских минейных циклах образ святого практически не встречается, поскольку его память приходится на празднование Собора архангела Гавриила, которому отдаётся предпочтение в изображении. Лит.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879; Творогов О.В. Житие Василия Нового // СККДР. 1987. Вып. 1; Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994; Вознесенский А.В. Старообрядческие издания XVIII – начала XIX в. СПб., 1996; Михайлычева (Пентковская) Т.В. Лексические данные Жития Василия Нового: (К проблеме локализации древнейшего славянского перевода) // Труды молодых учёных: Лингвистика. М., 1998; Буслаев Ф.И. Изображение Страшного Суда // он же. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001; Викторов В.В. Сербский список Жития Василия Нового конца XIV – начала XV (?) в. из собрания П.И. Севастьянова в РГБ // Румянцевские чтения, 2003. М., 2003; Пентковская Т.В. Извлечения из Жития Василия Нового в составе Пролога // ДРВМ. 2003. № 4 (14); она же. Древнейший славянский перевод Жития Василия Нового и его греческий оригинал // ВВ. 2004. Т. 63 (88).



 
PR-CY.ru