ВАСИЛИАНЕ - Страница 4

Избираемый монахами аббат получал титул архимандрита василианской монашеской конгрегации Италии. Монастырю была подчинена папская семинария, учреждённая папой Бенедиктом XV (1914–1922 гг.) в 1918 г. для подготовки священников итало-албанского обряда. В настоящее время орден насчитывает два монастыря с 24 монахами (из них 16 священников). Созданный в начале XVII в. василианский орден св. Иосафата является монашеским орденом в униатской церкви. Своим происхождением, развитием и дальнейшей историей он полностью связан с греко-католической церковью, возникшей на западнорусских территориях в результате заключения Брестской унии (1596 г.). Первоначально создание василианского ордена не входило в планы перешедших в унию православных епископов Западной Руси. Наоборот, они стремились к усилению своего контроля за монастырями, расположенными на территории подчинённых им епископств, однако большая часть православного монашества отказались примкнуть к униатам. Даже принятые епископами в начале XVII в. меры (преимущественно насильственные) по насаждению унии в ряде наиболее крупных и влиятельных монастырей не дали результатов. Собственно униатское монашество было немногочисленным, малообразованным, практически не способным оказать своей деятельностью поддержку епископату в деле распространения Брестской унии среди православного населения. В связи с этим возникла идея проведения реформы греко-католического монашества для создания из него по образцу римско-католических орденов наиболее сплочённой, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии. Одним из первых инициаторов проведения реформы стал Иосиф Вельямин Рутский (1574–1637 гг.), третий греко-католический Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, получивший образование в римской Коллегии св. Афанасия. Активную помощь ему оказал униатский митрополит Киевский и Галицкий Ипатий Потей (или Поцей, Адам Львович; 1541–1613 гг.). Общим для них было стремление приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в котором всё больше распространялся латинский богослужебный обряд, входило в обычай употребление латинского и польского языков, появлялись иные заимствования из римско-католической традиции. В 1601 г. Ипатий Потей предоставил в распоряжение униатских монахов виленский Свято-Троицкий монастырь, откуда были изгнаны православные иноки и члены Троицкого братства. Иосиф Вельямин Рутский, постриженный здесь в монашество 6 декабря 1607 г., вскоре стал архимандритом Троицкого монастыря. Одним из наиболее деятельных его помощников в Троицком монастыре стал полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич (1580–1623 гг.). Большую поддержку в создании нового ордена оказали иезуиты, которые стали для василиан в значительной степени образцом для подражания: орден мыслился как «иезуитский восточного обряда». Многие будущие василиане либо прошли обучение в иезуитских школах, либо в прошлом сами были иезуитами (исследователям известно, что многие из них перешли с папского согласия на восточный обряд). Иезуиты занимали в ордене важные должности, являлись духовниками в первых общинах василиан. Наряду с тремя традиционными монашескими обетами (бедности, целомудрия и послушания) василиане также давали обещание не стремиться к высшим иерархическим степеням и должностям. Василианские общины в 1613 г. появились в Бытенском и Жировицком монастырях, позднее в Новогрудке, Минске и других местах. Ставший после смерти Ипатия Потея в 1614 г. униатским митрополитом Иосиф Вельямин Рутский приступил к организации нового ордена. В Новогрудке 20–26 июля 1617 г. собрался первый капитул униатского монашества, что традиционно считается официальным учреждением «ордена свт. Василия Великого» (иначе – Виленской конгрегации Святой Троицы); в качестве консультантов присутствовали иезуиты. Составленные Иосифом Вельямином Рутским «Правила», которыми впоследствии василиане руководствовались в своей деятельности, в значительной степени повторяли положения устава иезуитского ордена.

 



 
PR-CY.ru