ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 7

Согласно всей аскетической традиции, смирение – сильнейшее орудие в борьбе с нападениями бесов и страстями, которые сгорают от него, «как от огня». Приобретший смирение близок к непадательному состоянию: «...Смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть?»; «Смирение не падает, но от падения воздвигает тех, которые имеют его». Со смирением теснейшим образом связано послушание: «Бог дал два дарования людям … смирение и послушание». С одной стороны, послушание является результатом смирения: «…Если не смиришься, то не послушаешь», с другой стороны, приводит к нему: «Будь покорен, и так придёшь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя». Добродетели послушания очень близко подчинение, которое также переводится как «повиновение» или «покорность». В «Ответах» подробно описываются отношения между учеником и старцем. Послушник, вверивший себя в послушание старцу, подобен больному, предавшему себя в руки врача: «Вопрошать и верить ответам есть смирение и успех о Господе». Напротив, «не вопрошать есть великое падение души». С советом старца следует всегда соглашаться, хотя Варсонофий Великий и авва Иоанн различают два типа ответов, «совет» и «заповедь»: «Совет есть наставление не понудительное, а только показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу». Через добродетель послушания между старцем и его учеником устанавливается теснейшая духовная связь. «Сохрани сие (послушание), и я буду отвечать за тебя», – говорил Варсонофий Великий ученику. В одном из определений послушания, данных в «Ответах», говорится, что оно «состоит в том, чтобы не иметь своей воли» (или, дословно – «послушание отсекает волю»). Как послушание, так и отсечение воли исполняются до смерти: желающий быть учеником Христовым «должен до самой смерти исполнять послушание»; «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти». «Отсечение своей воли» является «центральным мотивом духовности» Иоанна и Варсонофия Великого. Они писали о трёх волях: «Отсекать волю свою пребывающему в келье своей – значит нерадеть о телесном покое во всех его видах… отсекать волю, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть для них как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю телесную. А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловлен (ими)». Воля человека в зависимости от того, куда направлена, может быть доброй или злой. Поскольку человек по своей греховности не способен исполнить волю Божью, в «Ответах» Иоанна и Варсонофия Великого говорится также о необходимости исполнять «волю святых», через которую, конечно, открывается воля Божья («Отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю святых…»). Отсечение воли совершается не только перед старцем, но и «перед ближним» и приводит к «беcпопечительности», «безмятежности сердечной», «плачу». На вопрос Дорофея: «В чём должно отсекать волю перед аввою: в добром, в среднем или в том, что кажется противно заповеди Божьей?» – Иоанн дал следующий ответ: «Брат! Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чём не должен иметь своей воли… Итак, ты должен слушаться во всём, хотя бы тебе и казалось, что дело будет не безгрешно. Авва, который назначает тебе оное, понесёт и грех твой, ибо с него взыщется за тебя. Если же назначенное дело покажется тебе тяжёлым, спроси о сём авву и предоставь его рассуждению». Впоследствии не без влияния преподанного урока авва Дорофей будет писать об «опыте в послушании без рассуждения», приводящем к «беспопечительности» и «упокоению». Добродетель, наиболее отвечающая традиции созерцательного монашества, – это любовь к Богу: «Если ощущаем холодность, призовём Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовью Своей не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра». Любовь к Богу увенчивает жизнь подвижника и отличается полной непоколебимостью: она – «кровля… которая, покрывая дом, «никогда не падает». «Да достигнешь непобедимой любви, которая вводит приобретших её во дворы Царские и соделывает их братьями Христа», – призывал Варсонофий Великий игумена Иоанна Миросавского.

 



 
PR-CY.ru