ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 5

Путь внешнего подвижничества изложен ими достаточно подробно, хотя он сам по себе, на их взгляд, не имеет никакой ценности. Так, лучше довольствоваться одной одеждой, но смиренно можно иметь по две или три, надлежит спать «половину ночи», но «по случаю труда» можно отдохнуть лишний час. Одному подвижнику даётся строгое указание о посте, другому «болезнь… вменяется вместо поста, и даже более». «Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осуждён за это»; «(пост чувственный) ничего не значит без духовного», – утешал Варсонофий Великий болящего инока Андрея, полагая, что во всех моментах своей жизни должно руководствоваться «мерой воздержания». Два из лейтмотивов «Ответов» –  крайнее опасение телесного покоя и уверенность в необходимости скорбей и испытаний. Варсонофий Великий писал: «(Спасение) требует многих потов, труда и понуждения»; «…не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя»; «всякий телесный покой мерзок Богу нашему». Труды и скорби нужно избрать добровольно («отцы наши избирали себе скорби, не стыдно ли нам искать во всем покоя?»), без страха и сомнения, зная, что «Бог ни от кого не требует ничего сверх силы». В призыве о необходимости претерпеть искушения звучат христианская радость и надежда. По словам Варсонофия Великого, «не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию». В «Ответах» лаконично выражена мысль, близкая к общеизвестному утверждению, что «подвижничество – второе мученичество»: «Без мучений никто не бывает мучеником». Тот, кто исполнит один из основных законов духовной жизни («желающим спастись предстоят скорби»), сможет достичь настоящего покоя, не зависящего ни от каких внешних обстоятельств («Если ты хочешь обрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи»). Одна из самых ключевых тем «Ответов» – борьба с помыслами вплоть до полной победы над ними. Она осуществляется через их откровение духовно опытному старцу, к которому вопрошающий «имеет веру как Богу» и знает, что только он сможет «понести помыслы», вопрошать же о них другого – «есть дело неверия и пытливости». Иногда Варсонофий Великий, по своему смирению, сам открывает своё внутреннее состояние вопрошающему, испрашивает у него прощения и просит его святых молитв, чем достигается особо тесное единение между учителем и учеником. Он считал, что вопрошать нужно «не о всех помыслах, ибо иные мимолетны, но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его». Скрывающий одолевающие его помыслы и не вопрошающий о них не исцелится, поскольку сам не может различать добрых помыслов от лукавых; этот дар стяжали только «достигшие духовной меры». Бог подаёт дар различения помыслов за «болезнование сердца»; дело спасающегося – «истончить душу свою как паутину». Варсонофий Великий дал совет авве Иоанну Миросавскому, готовившемуся к отшельническому уединению, как самостоятельно различать помыслы: «Всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны». Осознание помыслов достигается ежедневным трудом – вниманием к ним и «рассмотрением себя». С одной стороны, для внимания им назначается определённое время. Так, Иоанн наставлял: «Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: «Утром испытай себя, как провёл ты ночь, и вечером также, как провёл день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя». С другой стороны, подвижник должен быть всегда готов к вниманию помыслам: «Правило твоё да будет в том, чтобы жить, внимая своим помыслам»; «как только приходит помысел, испытай его и отсеки». Если помысел проникнет в душу, то не должно отчаиваться. По слову Варсонофия Великого, в таком случае необходимо воззвать самого себя, говоря: «Господи! Прости меня, имени ради Твоего святого; за нерадение моё я подверся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражьей». Чтобы не принимать вражеские помыслы, нужно избегать праздности и быть занятым духовным деланием. Великий старец поучает: «Попирай страсти… чтобы они не попрали тебя».

 



 
PR-CY.ru