ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 4

Близость аввы Дорофея к великим старцам подтверждается тем, что ему адресована большая группа ответов, что явствует из помещённого перед ними примечания, сохранившегося в единственной рукописи: «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать». Тем не менее, на данный момент у исследователей нет достаточных оснований считать авву Дорофея составителем и издателем всех «Ответов», хотя его участие в их подготовке они едва ли могут отрицать. Ответы преподобных Варсонофия Великого и аввы Иоанна в соответствии с адресатами исследователи делят на три категории, адресованные отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам. Из Ветхого Завета они больше всего цитируют Псалтирь, а также Книгу Иова, Притчи Соломона и др.; из пророческих книг чаще всего цитируется пророк Исаия. Из Нового Завета помимо Четвероевангелия Варсонофий Великий часто цитирует послания апостола Павла к Римлянам, к Коринфянам и особенно к Евреям. При толковании Священного Писания преподобный проявляет себя умелым и опытным экзегетом. Варсонофий Великий писал авве Иоанну Миросавскому: «Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них и спасёшься. Если ты только поймешь это – в них заключается Ветхий и Новый Завет. Углубляясь в их изучение, ты не будешь иметь нужды в другой книге». Из этих слов исследователи делают выводы, что, с одной стороны, подобно Василию Великому, Варсонофий Великий считал свои ответы комментарием Священного Писания, приспособленным к пониманию каждого, а с другой – в достаточной степени осознавал своё высокое и исключительное право быть исполнителем и толкователем воли Божьей по отношению к тем, кто был вверен его духовному попечению. Помимо точных ссылок на предшественников в учении преподобных Иоанна и Варсонофия Великого множество глубоких смысловых взаимосвязей со святоотеческой аскетической традицией, которая получила их высочайшую оценку: «Привяжи обременённую ладью твою к кораблю Отцов твоих, и они управят тебя ко Иисусу». Хотя в «Ответах» редко упоминаются имена цитируемых писателей аскетического направления, тем не менее, круг источников исследователями выявлен достаточно основательно. Богооткровенный и духоносный характер учения Варсонофия Великого и аввы Иоанна был очевиден как для их современников, так и для тех, кто продолжал учиться у них в последующие времена. Преподобные руководствовались принципом, сформулированным аввой Сисоем Великим (ум. в 429 г.): «Ищи Господа, а не испытывай, где обитает Он». Их «Ответы» представляют ценность, прежде всего, потому, что в них отражена живая традиция духовного наставничества V–VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях. Хотя «Ответы» преподобных, дававшиеся, в основном, по конкретным поводам, не позволяют исследователям полностью восстановить их богословские и аскетические взгляды, тем не менее, они содержат богатейший материал. Они считают, что в них нет аскетической системы в строгом смысле этого слова, в свете новейших изысканий и перегруппировки ответов при реконструкции первого издания они оказались значительно более систематичными, чем можно было ожидать от памятников подобного рода. Варсонофий Великий писал игумену Иоанну: «Я написал тебе всё, от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенного, от начала пути до конца его…» Продолжая излагать мысль преподобного, архиепископ Филарет (Гумилёвский) указал на главный предмет «Ответов»: «Совесть внутреннего человека, совлечение ветхого человека и облечение в нового». Целостности общей идеи не препятствуют определённые различия воззрений преподобных (например, Ф. Ней писал, что Варсонофий Великий был «более харизматичен», а Иоанн «более приспособлен к общежитию»; а Озерр, напротив, отмечал, что некоторые вопросы Иоанн толкует более утончённо, так же как и разный духовный уровень тех, кому были адресованы их «Ответы»). Преподобные вели очень строгий образ жизни и тому же учили вопрошавших их.

 



 
PR-CY.ru