ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 3

О друге, сподвижнике и соавторе Варсонофия Великого, авве Иоанне Пророке (Прозорливце), известно намного меньше (в «Ответах» он именуется «другим старцем»). Авва Иоанн в течение 18 лет подвизался в затворе в том же монастыре, в келье, где первоначально жил Варсонофий Великий, и не принимал никого, кроме аввы Серида и аввы Дорофея Газского, который девять лет был у него послушником. Наряду с различными духовными дарованиями авва Иоанн обладал особым даром прозорливости и пророчества, почему и был назван Пророком. Он сам писал, что не имеет священного сана («не причтённый к клиру»). Иоанн скончался в 540 г., через несколько недель после смерти аввы Серида. В конце X в. память Варсонофия Великого отмечалась Константинопольской церковью 6 февраля, хотя и не повсеместно. Его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования императора Константина VII Багрянородного (944–959 гг.), и в некоторые другие календари той же эпохи; в частности, она указана в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. Другое древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных Варсонофия Великого, Иоанна и Дорофея 6 февраля содержится в грузинской Минее, написанной в Иерусалиме около середины XI в.; оно отражает практику Иерусалимской церкви, сложившуюся (по предположению Ф. Нея) под влиянием Константинополя. Исследователям не известно, существовала ли в то время служба, посвящённая этим преподобным. Значительно позже афонский монах Никодим Святогорец (1749–1809 гг.) написал в честь каждого из святых по дистиху, а в 1865 г. в монастыре великмученика Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым, но она сгорела вместе с некоторыми другими рукописями. Греческий гимнограф Герасим, монах Малого скита св. Анны, составил новую службу на греческом языке, славянский перевод которой был сделан и опубликован монахом Агафангелом (Легачем). Единственное сочинение преподобных Варсонофия Великого и аввы Иоанна – «Вопросоответы» (греческое заглавие – «Книга душеполезнейшая, содержащая ответы касательно различных предметов»). В славянском и русском переводе – «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». В западной традиции известно также как «Послания» (или «Переписка») Варсонофия Великого и Иоанна. До XIV в. полное собрание «Ответов» не было известно, группы «Ответов» иногда переписывались писцами как отдельные произведения. При столь сложной рукописной традиции исследователи не удивляются, что порядок и общее число ответов разнятся, но у них не вызывает сомнения, что большая часть ответов принадлежит Варсонофию Великому и авве Иоанну. Варсонофий Великий диктовал более пространные ответы, которые исследователи называют назидательными посланиями; они занимают большую часть книги, хотя в количественном отношении уступают ответам Иоанна. Некоторые ответы были написаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом; часть ответов исследователи точно атрибутировать не могут. Сам Варсонофий Великий ничего не писал, по крайней мере, по-гречески. Записывать его ответы начал авва Серид, по происхождению грек или сириец, мудрый и любвеобильный игумен, а после его кончины этот труд продолжил его преемник авва Елиан. Долгое время считалось, что составление единого сборника осуществил некий безвестный подвижник. В современной патрологии распространена точка зрения, согласно которой составителем сборника был авва Дорофей, подвизавшийся в монастыре аввы Серида под духовным руководством обоих старцев. Впервые она была высказана архиепископом Филаретом (Гумилёвским), который писал, что авва Дорофей «собрал частью письменные, частью устные наставления преподобных отцов Варсануфия и Иоанна», ссылаясь при этом на греческую рукопись Московской Синодальной библиотеки, содержащую ответы преподобных Варсонофия Великого и аввы Иоанна на вопросы аввы Дорофея. Составитель нигде не указывает своего имени, но в то же время является современником и очевидцем происходивших событий. Поскольку кроме аввы Серида и аввы Дорофея к преподобному Иоанну никому входить не разрешалось, а авва Серид к тому времени скончался, то исследователи предполагают, что рассказчик – авва Дорофей, известный своим современникам не только как автор собственных наставлений, но и как человек, изложивший учение, «которое сподобился принять от своих отцов».

 



 
PR-CY.ru