ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ - Страница 3

В середине мая 1922 г. в Варнавине мощи Варнавы Ветлужского были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, а мощи остались в Троицком храме. В начале 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи преподобного перенесли в последний действующий храм Варнавина – деревянную кладбищенскую церковь архангела Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. священник Архангельской церкви Пётр Мегалинский, предвидя её скорое закрытие и новое осквернение мощей Варнавы Ветлужского, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. отец Пётр был арестован и вскоре расстрелян. С конца 1980 гг. в Поветлужье (с 1922 г. входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского. Осенью 1991 г. в Варнавине был освящён первый в новейшее время храм, посвящённый преподобному. В 1996 г. в центре Костромского Поветлужья, в г. Шарья (Костромская область) освятили ещё один храм во имя Варнавы Ветлужского. В Варнавине 24 июня 1999 г. на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря Нижегородский и Арзамасский митрополит Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя Варнавы Ветлужского; храм был освящён 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного, был установлен памятный крест. Исследователи сообщают, что в сводном иконописном подлиннике XVIII в. об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах». Наиболее распространённый иконографический извод – преподобный в молении Святой Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской церкви с шатровым завершением, обнесённой оградой, как на несколько нижегородских иконах второй половины XIX – начала XX в., а также в коленопреклонённой молитве Спасителю на фоне трёх церквей и источника под горой – на нижегородской иконе первой трети XIX в. (частное собрание).Есть, например, поясной прямоличный образ благословляющего Варнаву Ветлужского в монашеском одеянии, с чётками, с изображением вверху Святой Троицы, на небольшой паломнической иконе конца XIX в. (храм во имя Варнавы Ветлужского в Варнавине). Сохранились его иконы вместе с преподобным Макарием Желтоводским Унженским (покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края, по легенде посещал Варнаву Ветлужского на Ветлуге): на иконе второй половины XVIII в. (Краеведческий музей пос. Варнавино) и на двух иконах второй половины XIX в. (храм во имя Варнавы Ветлужского в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Святой Троице. Существуют современные иконы с изображением преподобного со свитком в руке: например, поясной единоличный образ 1996 г. иконописца Е. Тисова; ростовой образ на правом поле иконы «Новомученики Нижегородские» (2001 г., Спасский собор в Нижнем Новгороде). Лит.: Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879; Скворцов А. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церковные торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Варнавин, 1915; Балдин М.А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин; Н. Новгород, 1993; Авдеев Е. По следам мощей Варнавы // Новый путь. Варнавино, 1995. 9 ноября; 1996. 11 января; 16 января; 23 января; РПЦ и коммунистическое государство, 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996; Политбюро и Церковь. Т. 1; Антонов А.В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни // Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6; Зонтиков Н.А. Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445–2000 гг. Кострома, 2000.



 
PR-CY.ru