ВАРДАН ВЕЛИКИЙ - Страница 2

Остаток жизни Вардан Великий провёл в различных монастырях Восточной Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и написанием трудов. По уверению его соученика, Малахии, Вардан Великий умер в 1271 г. Ему, несомненно, принадлежит лишь «Всеобщая история», состоящая из предисловия и 100 глав. Компилятивная и краткая в начале (пока речь идёт о древнейшем периоде), она чрезвычайно важна для позднейших времён (с IX в.). «Всеобщая история» повествует о событиях от Вавилонского столпотворения до кончины католикоса Костантина I (1267 г.). Начиная с событий IX в., повествование основано на доступных автору документах, которые вошли в её состав. Наибольшую ценность для исследователей представляет последняя часть о событиях XIII в., очевидцем которых был сам Вардан Великий. Описывая те же исторические события, что и автор «Истории Армении» Киракос Гандзакеци (около 1200 – 1271 гг.) – войны Армении с сельджуками, вторжение монголов и т.д. – Вардан Великий не повторяет «Историю» своего друга и соученика, а дополняет её. Кроме «Всеобщей истории» он оставил ряд толкований (свыше 120 произведений) на книги Ветхого Завета: Пятикнижие, Псалмы, Песнь Песней и Книгу пророка Даниила, снабжённых более или менее обстоятельными введениями от толкователя, а также похвальные слова, духовные беседы, гимны (в том числе и в честь Григория Просветителя; 252–326 гг.), шараканы, басни, речи и послания, затрагивающие вопросы богословия, церковных обрядов, музыки; труды по грамматике и синтаксису. С именем Вардана Великого дошли до нас ещё «Исповедание веры» (в двух редакциях, пространной и краткой), «Изложение грамматики», «Притчи», «География», «Перевод истории Михаила Сирина» и др. Из них «География» (в существующей ныне редакции) если и принадлежит какому-либо Вардану, то этот Вардан жил позже XIV в. В «Переводе истории Михаила Сирина» Вардану Великому приписывают сотрудничество лишь некоторые списки армянского текста. Лишь по недоразумению ему приписывают сборники басен и притч, которые имеются в многочисленных списках. Эти сборники сравнительно новейшего происхождения и к имени Вардана Великого имеют лишь то отношение, что действительно существовал нравоучитель Вардан, пользовавшийся известностью среди армян, переписывавшийся с неким князем Балдуином в начале XIII в. и часто прибегавший к иносказаниям. Составители позднейших сборников, заимствовавшие кое-что из поучений древнего Вардана, писателя XII–XIII вв., свои компиляции окрестили его популярным именем. В рукописях он называется Варданом Айгекским – по названию обители Айгека, в Киликии (или Варданом Аревелци). Особое место в средневековой армянской литературе занимает сборник «Рассуждения о Священном Писании», созданный Варданом Великим по заказу царя Хетума I. Это своего рода энциклопедия, где все материалы излагаются в доступной форме и на общепонятном среднеармянском языке (книга стала одной из самых распространённых в Армении). Помимо многочисленных сочинений Вардан Великий оставил после себя плеяду учеников (вардапеты Ованнес Плуз, Нерсес Таронаци, Геворг Ламбронаци, Григор Балуеци и др.). Современники называли его «святым», «светлейшим вардапетом», «трижды великим» и проч.



 
PR-CY.ru