ВАЛЬДЕНСЫ - Страница 6

В противоположность «ломбардцам», у которых удержалась сильная централизованная организация, немецкие вальденсы раскололись на ряд самостоятельных, общающихся друг с другом групп, с Соборами, ректорами и госпициями. В XV в. они, как полагают исследователи, теряют свою трёхстепенную иерархию, и «перфекты» (Meister) делятся на два слоя: младшие и старшие, возможно, совпадающие с дьяконами и пресвитерами. В настроениях и учениях немецких вальденсов много черт, сближающих их с ломбардцами: они признают спасение возможным только в среде своей церкви, противопоставляя её и себя «чужим» (католикам) и «миру» (Риму). Отрицая права и привилегии Римской церкви, безбрачие и монашество, они отвергают и весь римский культ, вплоть до храмов и икон. Но несмотря на крайние течения (отрицание крещения младенцев), «верующие» не устраняются от церковного культа, принимают таинства от клириков, а деятельность самих вальденсов сводится, главным образом, к учительству и проповеди морального характера; моральные задачи выражаются в литературе (национальной и латинской) немецких вальденсов. «Перфекты» по-прежнему ведут бродячую апостольскую жизнь, лишь временно оседая и ежегодно собираясь (commune). Постоянные гонения в 1231–1430 гг. временно ослабляли, но не уничтожили вальденсов, а гуситская проповедь способствовала их оживлению. В Богемии, Моравии и соседних областях они в значительном числе примкнули к гуситам, но, не утратив своих особенностей, скоро выделились в особую группу «чешских братьев», пытавшихся привлечь на свою сторону окрестных вальденсов. В XV в. и лотарингские вальденсы встали перед альтернативой: объединиться с гуситами («богемскими братьями») или примкнуть в качестве самостоятельной организации к движению Реформации в Швейцарии. Крайнее крыло вальденсов слилось с катарами, часть их обосновалась в Италии (так называемые «ломбардские бедняки», с центром в Милане). Многие переселились в высокогорные альпийские районы. Около 1458 г. под влиянием Фридриха Рейзера вальденсы Нюрнберга, Вюрцбурга, Хейльбронна, Страсбурга и других местностей активно взаимодействовали с гуситами, не утрачивая своих особенностей. Смешение гуситских воззрений с вальденскими подготавливалось слияние обеих течений. На Синоде в Шанфоране (1532 г.) большинство членов движения высказалось за поддержку Реформации, что обусловило радикальную трансформацию в области вероучения вальденсов, их образа жизни, культа, церковной структуры и т.д. Преследования XIV–XV вв., особенно усилившиеся после вступления на французский престол Карла VIII (1483–1498 гг.), ослабили вальденсов в приальпийских странах, Провансе, Калабрии и Средней Италии, почти уничтожили их в Ломбардии; они удержались только в альпийских долинах. Их новое оживление было вызвано реформационным движением и, в частности, проповедью реформатора Гийома Фареля (1489–1565 гг.) в Дофинэ. Под его влиянием среди вальденсов возникла евангелическая партия, от имени которой в 1530 г. Морель и Массона вступили в общение с видными вождями Реформации, а в 1532 г. в Ангронье новой партии удалось провести и навязать вальденсам свою программу, включающую, между прочим, отказ от некоторых основных положений вальденства (отрицание клятвы и смертной казни, обязательные посты, молитвы и исповедь; обязательность обряда рукоположения при посвящении в Barbets; безбрачие, бедность и странничество; целомудрие сестёр). Вальденсы, примкнувшие к верхненемецко-швейцарской группе реформатов, возобладали над консервативными элементами вальденсов в Коттийских Альпах и Провансе, Венессене и Пьемонте, а находившиеся во французских владениях растворились во французской реформатской церкви.

 



 
PR-CY.ru