ВАЛЬДЕНСЫ - Страница 5

Ещё в XIII в. вальденсы исчезают в Испании, в XIV–XV вв. во Франции. Ломбардские вальденсы или рункарии (по имени Иоанна Рунко) исследователям известны меньше, но в целом их историю они считают аналогичной истории французских вальденсов. Отделяясь от леонистов (1205 г.) они пытались путём переписки и съездов восстановить утраченную с ними связь, но неудачно; в 1218 г. ломбардцы оповестили о ходе переговоров, разногласиях и разрыве с леонистами своих немецких «братьев». Рано создавшие прочную организацию с пожизненным предстоятелем (praepositus) во главе, пригревшие, а может быть и развившие экономические ассоциации своих «друзей» (что, как и признание труда одним из источников существования наряду с милостыней неосновательно приписывают влиянию гумилиатов), ломбардцы, как и французы, поддались еретическим (катарским и арнольдистским) влияниям и, распространяясь по Италии, рано проникли в Германию. Их отличает более резкое отрицание «блудницы вавилонской» (Римской церкви), её культа и многих догматов, действенности таинств, совершаемых её прелатами. В их учении о евхаристии подчёркнута связь действенности таинства со святостью священнослужителя, а их иерархия развивается раньше и определённее. Они превращают вечерю-евхаристию в таинство, совершаемое для отрицающих Римскую церковь верующих. Усиленно развивается ломбардцами и идея вальденской церкви, организация которой, как полагают исследователи, аналогична французской организации, но с более увеличенным значением Соборов. Мысль о преемственности сана (как и легенда о связи с апостольской церковью), как полагают исследователи, раньше появляется в Италии и уже оттуда переносится во Францию. Несмотря на более значительную, чем у французов, верность католической традиции, ломбардцы принимают некоторые еретические положения: например, отрицание крещения младенцев, появляющееся позже, чем у французов, но дольше продержавшееся и переходящее у одной итальянской секты ребаптистов в требование повторного крещения. Однако к концу XIII в. оппозиционность стихает и у ломбардцев, в XIV в. сводящих свою деятельность к морально-религиозным задачам и предоставляющих клиру совершение таинств. Ломбардские вальденсы проникли в Германию, Богемию, Венгрию, Австрию и Польшу, но в самой Италии они почти исчезли уже в XIV в. Развитие их проповеди начинается в XIII в. в альпийских долинах, где вальденсы испытали влияние катаров, а также в близлежащих областях (Коттийские Альпы, Пьемонт, Дофине); в XIV в. они появляются в Калабрии и Апулии. Общение между этими тремя областями итальянских «братьев» не прерывается, их постоянное общение способствует возникновению ряда общин в Средней Италии. Обособленность вальденсов больше всего сохраняется в приальпийских областях, где и развивается появившаяся ещё в XII–XIII вв. вальденская литература (преимущественно морального характера); здесь сильнее выражено и отрицание Римской церкви. Из Пьемонта ломбардские вальденсы в XIV–XV вв. проникают в старую область французских вальденсов (Прованс, Валентинуа, Виваре, Овернь, Лимузен и пр.) и собирают около себя их остатки. Появившиеся в 1211 г. в Страсбурге, уничтоженные в 1231–1233 гг. в Средней Германии, вальденсы после этого вскоре появились в Верхней Германии и Австрии, где в начале XIV в. их было 8 тысяч. В XIII–XIV вв. вальденсы появляются в Венгрии, Моравии и Богемии, где исследователи обнаружили целые вальденские посёлки. В конце XIV в. их много во всей Верхней Германии, в Средней Германии, Австрии, Богемии, Моравии, Силезии, Венгрии, Польше, Мейсене, Бранденбурге, Мекленбурге и Померании, преобладая, как и везде, в низших и средних классах населения и лишь частично захватывая высшие сословия и образованных людей. Большинство немецких «братьев» принадлежало к ломбардской церкви, но довольно рано (не позже XIV в.) они обособились в самостоятельную церковь, хотя и поддерживавшую связь с Италией.

 



 
PR-CY.ru