ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 3

В течение своей многовековой истории Восточная церковь имела свои ереси и расколы, которые привели к образованию самостоятельных общин или церквей. Важнейшим этапом выделения этих общин из единой церкви был период Вселенских соборов, когда стояла задача формулировки догматического определения православного вероучения по основным вопросам христианской догматики: о божестве Иисуса Христа, о сочетании в Нём божеского и человеческого естеств, об соотношении воль и т.п. Вопрос о божестве Иисуса Христа был предметом ожесточённой полемики с арианами, которые, впрочем, не составили из себя долговечной общины. Но спор об отношении естеств и воль привёл к образованию сильных партий, известных под названием «монофизитство» и «монофелитство». Несмотря на осуждение этих заблуждений Вселенскими соборами, они нашли себе многочисленных приверженцев. Монофелитство с течением времени почти совсем исчезло, и его представителями теперь считает себя лишь небольшая община маронитов, живущих в окрестностях Ливана и Антиливана. Но монофизитство сильно укоренилось у целых народов, и главной представительницей его считается Армянская церковь (хотя, впрочем, армянские богословы это отрицают). Это же учение распространилось в Сирии, где его представителями являются так называемые сирские иаковиты, получившие своё название от богослова Иакова Барадея, а также в Египте и Абиссинии (Эфиопии). В Египте его приверженцы (копты) имеют довольно сильную церковную организацию, находящую себе завершение в коптском патриархе, который имеет свою резиденцию в Каире. Власть этого патриарха принимает и Абиссинская церковь, которая также проникнута монофизитством, хотя и имеет тяготение к православному Востоку. Не избежала этого и Русская церковь, имевшая также свои формы расколов и ересей. По числу своих членов Восточная церковь занимает третье место в ряду больших вероисповедных общин, уступая римскому католицизму и протестантизму. Литература по данному вопросу обширна. В сущности, к ней может быть отнесена вся церковно-историческая литература – от отдельных монографий до цельных курсов церковной истории. Сюда же относится полемическая, догматическая, литургическая и каноническая литература (как русской, так и других поместных церквей). Исследователи и специалисты, говоря о Восточной церкви, сравнивают её с Западной, подчёркивая сходства и различия, которые зарождались в лоне единой церкви, под влиянием разницы в составе населения бывшей Римской империи. Эллинизм дал европейской цивилизации неумирающую философию. При встрече с ней христианство стало быстро превращаться в систему религиозного видения, для построения которой основной материал черпался из великих философем Греции. Христианская догма во всех её главных очертаниях разработана на Востоке. Вся история церкви в период Вселенских соборов свидетельствует, сколько энергии поглотило у греков это строительство, а весь государственный организм Византии содрогался под ударами догматических распрей. Стремление удержать некоторые формулы (особенно после Халкидонского собора) стоило империи отторжения её старинных провинций. Западная церковь при самом своём зарождении гораздо меньше интересуется идеями, волновавшими Восток. Зато она зорко следит за всем, что касается земного устроения и порядка. Здесь была выкована железная церковная организация, которая в Средние века кладёт к подножию церкви всю Западную Европу. Уже эта разница в основном направлении деятельности должна была порождать конфликты.

 



 
PR-CY.ru