ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Во своём внешнем устройстве Восточная церковь, в противоположность тенденции сглаживать все национальные особенности, представляет собой систему поместных или национальных церквей. В основе её устройства лежит разделение на четыре патриархата – антиохийский, александрийский, иерусалимский и константинопольский, которые первоначально образовались в соответствии с политико-административным делением Восточной Римской империи. Вместе с тем это деление соответствовало и тем национальным группам, которые входили в империю в качестве её составных частей (антиохийский патриархат включал Сирию, александрийский – Египет, иерусалимский – Палестину, константинопольский – собственно Византию). Это деление, несмотря на огромные исторические превратности, жертвой которых был православный Восток, продолжает сохранять своё значение и поныне, хотя некоторые из этих патриархатов (особенно антиохийский и александрийский) давно потеряли своё прежнее величие; от него остались одни лишь громкие титулы стоящих во главе патриархов. Наибольшее значение от прежних времён сохранил за собой константинопольский патриархат, который и после падения Константинополя (1453 г.) продолжал пользоваться существенными правами в отношении к христианским подданным Турецкой империи. Желая заставить христиан примириться с его властью, жестокий, но умный султан Мехмет II Завоеватель (1432–1481 гг.) предоставил им значительную религиозную свободу. Избранному им патриарху Григорию II Схоларию (в монашестве Геннадию; 1454–1456, 1463, 1464–1465 гг.) он предоставил не только полную самостоятельность в делах церкви, но и гражданскую власть, высшую юрисдикцию над всей православной райей (стадом, паствой) в пределах Турецкого государства (конечно, с возложением на него и ответственности за её поведение). Иерусалимский и антиохийский патриархаты в церковном отношении были поставлены в зависимость от него, а в политическом – ему подчинены. Султан учредил Синод из двенадцати архиепископов, из которых четыре (как представители разделённого на четыре части патриархата) постоянно пребывают в Константинополе. Синод избирает патриарха, а султан его утверждает, и это обстоятельство привело впоследствии к ужасной симонии, составляющей одно из бедственных явлений в дальнейшей истории Константинопольской церкви. После взятия Константинополя центр религиозной жизни Восточной церкви значительно передвинулся с Востока на Русь, которая восприняла свою веру от Константинопольской церкви (988 г.) и после стала могущественной представительницей и покровительницей православной Восточной церкви. Сначала Русская церковь находилась в зависимости от константинопольского патриарха, но с возрастанием политического могущества России эта зависимость всё больше слабела. Наконец, в ней был учреждён самостоятельный патриархат (1582 г.), который (на вершине своего развития) не был чужд идеи, что он есть преемник всей полноты вселенской власти, принадлежавшей первоначально Царьграду. Патриархат в России был отменён Петром I Алексеевичем «Великим» (1689–1725 гг.), который заменил его коллегиальным управлением в виде Святейшего Правительствующего Синода (1721 г.). Русский Синод был признан восточными патриархами как пятый равноправный им член. В XIX в. освободительные движения православных народов Балканского полуострова пробудили идею духовной независимости, в результате чего постепенно освобождавшиеся от турецкого ига народы освобождались вместе с тем и от юрисдикции константинопольского патриарха, которому они были до того времени подчинены. Так постепенно образовались самостоятельные (автокефальные) поместные или национальные церкви в Румынии, Сербии, Черногории и Греции (это освободительное движение продолжается до настоящего времени и последнюю стадию его представляет Болгария, которая пока не выработала определённых отношений к константинопольскому патриархату и находится под отлучением от него).

 



 
PR-CY.ru