ВАРЛААМ Калабрийский

ВАРЛААМ Калабрийский (около 1290–1348 гг.) – монах, переселившийся в Византийскую империю в начале царствования Андроника III Палеолога (1328–1341 гг.) с целью изучить греческую философию и греческий язык, богослов и гуманист. Родился в православной семье, юношей стал монахом в Галато. Около 1330 г. прибыл в Фессалоники, затем в Константинополь, где до 1341 г. был игуменом монастыря Акалепта, преподавал. В эту пору своей жизни Варлаам был ревностным православным и написал ряд сочинений против «латинян», в которых опровергал учение об исхождении Святого Духа и от Сына (fllioque), а также главенство папы Римского. В полемике с ними по вопросу об исхождении Святого Духа и от Сына и о примате папы (сохранился 21 трактат на латинском языке; он свободно владел латынью) Варлаам отрицал силлогистический метод как непригодный для богословия; полемизировал с Фомой Аквинским, выступал как выдающийся знаток Аристотеля. По поручению императора Андроника он вел переговоры с Римско-католической церковью в 1334–1335 и 1339 гг. в Константинополе, Неаполе и Париже по поводу церковной унии. Затем Варлаам разошелся с православием. Поводом к тому послужили его нападки на афонских монахов (исихастов), довольствовавшихся покоем и созерцательной жизнью. Афонские монахи прибегли к защите богослова Григория Паламы (1296–1359 гг.). Разгорелась полемика, образовалось две партии – варлаамитов и паламитов. Богословская и философская деятельность Варлаама проходила в непримиримой борьбе как с представителем византийского гуманизма Никифором Григорой (1295–1360 гг.), с одной стороны, так и с Григорием Паламой – лидером исихастов – с другой. В полемике с исихастами Варлаам утверждал, что Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения, был тварным и потому не является предвечным. Он доказывал, что божественное озарение дается в удел только чистым сердцем, и что осияние учеников светом Господним на Фаворе было только признаком мысли и образом. Палама же утверждал, что Фаворский свет – естественное свойство и энергия Божества. Варлаам критиковал и молитвенную практику афонских монахов-исихастов, которых называл «омфалопсихами», т.е. сосредоточившими «душу на пупке». Учение Варлаама было признано еретическим на поместном соборе 1341 г. Гонимый исихастами (после осуждения поместным Собором), он покидает Константинополь и следует в Неаполь, а затем в Авиньон, где обращается в католичество и становится епископом (в 1342 г.). В Авиньоне Варлаам встречался с Петраркой, которого позже побудил к занятиям греческим языком. Большая часть его наследия, за исключением писем и не изданных пока полемических сочинений против Григория Акиндина (около 1300–1348 гг.), утрачена, и о его взглядах исследователи судят лишь по «опровержениям» его оппонентов. Сохранилась «Этика согласно учению стоиков». Варлаам – также автор трактата о затмении солнца. В новом качестве епископа в 1346 г. он отправляется в Константинополь для переговоров об унии церквей уже по поручению папы Римского Климента VI (1342–1352 гг.). Однако униатские демарши Варлаама остались безуспешными. См. также ПАЛАМА Григорий.

 
PR-CY.ru