ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 4

Католическая традиция допускает облегчение пастырской и вероучительной деятельности коллегии католических епископов, имеющих право решающего голоса, в торжественную форму вселенского собора и насчитывает на сегодня 21 вселенский собор. Кроме указанных семи, признаются. Четвертый Константинопольский собор (869–870 гг.), созванный императором Василием I (867–886 гг.), который сместил патриарха Фотия и восстановил патриарха Игнатия на константинопольской кафедре. Первый Латеранский собор (1123 г.), созванный папой Каликстом II (1119–1124 гг.). Он утвердил Вормский конкордат, в соответствии с которым епископы назначались папой, а не императором, сохранившим, однако, право инвеституры (возведение в церковную должность епископов и аббатов светскими владыками) применительно к светским, имущественным и судебным правам епископов. Второй Латеранский собор (1139 г.), созванный папой Иннокентием II (1130–1143 гг.), который считается реформаторским. Собор осудил торговлю церковными должностями, умерщвление плоти и обязал клириков соблюдать обет безбрачия. Третий Латеранский собор (1179 г.), созванный папой Александром III (1159–1181 гг.), осудил ересь вальденсов и катаров, унаследованную альбигойцами. Четвертый Латеранский собор (1215 г.), созванный папой Иннокентием III (1198–1216 гг.), повторил проклятие альбигойцам и установил обязательные таинства. Первый Лионский собор (1245 г.), созванный папой Иннокентием IV (1243–1254 гг.) для осуждения императора Фридриха II (1218–1250 гг.). Второй Лионский собор (1274 г.), созванный папой Григорием X (1272–1276 гг.), временно восстановил единство церкви. V Вьеннский собор (1311–1312 гг.), созванный папой Климентом V (1305–1314 гг.), осудил орден тамплиеров. Констанцский собор (1414–1418 гг.) провозгласил главенство собора над папой; он также осудил Яна Гуса. Флорентийский собор, работавший с 1439 по 1443 гг. (в Базеле, затем в Ферраре), предпринял новую попытку сближения с греческой церковью. Пятый Латеранский собор (1512–1517 гг.) подписал болонский конкордат между папой и Францией; кроме того, реформировал некоторые церковные институты. Тридентский собор (1545–1563 гг.), созванный во время кризиса, вызванного Реформацией, установил важные положения церковной доктрины о первородном грехе, искуплении, таинствах, мессе, культе святых, соотношении Священного Писания и Священного Предания; утвердил новые обязанности духовенства, пребывание епископов в своих епархиях и священников в своих приходах и рекомендовал образование церковных семинарий. Первый Ватиканский собор (1869–1870 гг.) принял догматическую конституцию католической церкви об Откровении и примате веры над разумом; провозгласил догмат о непогрешимости папы (конституция «Paster aetemus»). Прерванный в связи с захватом Рима, он был продлен Пием IX (1846–1878 гг.) sine die («бессрочно») и формально не был закрыт до 1962 г. Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.), созванный Иоанном XXIII (1958–1963  гг.), считается первым вселенским собором, не осуждавшим еретических учений. Он утвердил коллегиальность епископата под властью римского епископа, а также принял 4 конституции: «О таинстве церкви», «Об Откровении», «О святой литургии», «О церкви в современном мире». Кроме того, на соборе было принято 9 декретов относительно церковной дисциплины и 3 декларации: «О религиозной свободе», «О нехристианах» и «О христианском образовании». В то время, когда Западная церковь была единой с православной церковью, значение вселенских соборов как по их отличительным признакам, так и по власти в церкви понималось в ней совершенно одинаково с тем, как оно понимается православной церковью и в настоящее время. Но в Средние века (XII–XIV вв.), во времена развития на западе Европы владычества Римских пап, сложился особый тип соборов, которые Римско-католической церковью называются вселенскими, но которые по своему составу и по содержанию носят в себе признаки общих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими: на этих соборах Римский папа получил преобладающее перед всеми иерархами христианской церкви значение. В XV в. на западе Европы так называемые реформационные соборы (Констанцский и Базельский) признали было за собой высший над папами авторитет, но последующие за тем соборы, также признаваемые в Римско-католической церкви вселенскими, стремились возвратить папе средневековое преобладающее над ними значение. На первом Ватиканском соборе с провозглашением догмата непогрешимости папы вселенский собор в Римско-католической церкви получил значение совета епископов при папе.



 
PR-CY.ru