ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 2

Вторым внешним признаком вселенского собора служит каноническая правильность в порядке созыва, состава, ведения, а также объявления его определений. В Римской империи вселенские соборы первых девяти веков созывались императорами, но по заявлениям от иерархов церкви, по их инициативе и с их согласия. Церковь, может быть, и имела право самостоятельно созвать собор путем сношений между предстоятелями поместных церквей, но не в противодействие государству. Право участия в деятельности вселенского собора с решающим голосом имели епископы. Пресвитеры и диаконы могли участвовать в его работе или в качестве полноправных членов, если они были заместителями, уполномоченными и посланцами от своих епископов, или с правом совещательного голоса, если они присутствовали на соборах для помощи епископам в ведении прений с еретиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деятельности собора и т.п. Иногда присутствовали и миряне – императоры, их сановники, их представители и их уполномоченные: первые для выражения своего уважения к достоинству собора, а все другие – для наблюдения и поддержания мира, внешнего порядка и торжественности собора; но принимать участия в работе собора они не имели права. Порядок председательства на вселенском соборе и порядок мест для членов следовал установленным (на основании обычаев) правилам (28-е правило IV Вселенского и 36-е правило Трулльского соборов) относительно старейшинства и степеней иерархических протоколов, занимаемых членами соборов. Императору предоставлялось на соборе почетное председательство. Для действительности определений вселенского собора было необходимо, чтобы члены в ведении, в совещаниях, прениях, выражении своих мыслей и мнений, в подаче голосов и окончательном решении вопросов пользовались полной свободой, без стеснения. Определения и постановления вселенского собора обнародовались, а также, согласно 1-му правилу III Вселенского собора, распоряжения собора подкреплялись императорскими указами, чем придавалась им сила государственных законов. Необходимым внешним признаком вселенских соборов служит также признание его таковым всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на соборе, так и теми, от которых не было на них представителей. Его принятие в каждой поместной церкви должно быть единодушным и полным, всем ее составом – клиром и народом, в сознании правильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений и постановлений. Внутренние признаки достоинства вселенского собора таковы: 1) согласие его вероучения и правил со Священным Писанием, апостольским Преданием, вероучением и правилами вселенской церкви всех предшествующих веков; 2) единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда; 3) свойственная в церкви только вселенскому собору законодательная деятельность. Главный и свойственный исключительно церкви предмет деятельности вселенского собора – это составление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения, т.е. облечение в точные и определенные выражения истин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненное происхождение из Откровения, отличающихся свойством непогрешимости и неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами церкви. Имея право составлять символы и догматы, вселенский собор обязан: хранить переданное от апостолов и соборов вероучение нерушимым и неприкосновенным от нововведений и изменений; отвергать вымышленные людьми учения, противные истинному вероучению; избирать слова и выражения для составления образцов вероучения; отличать истинное христианское учение от частных мнений и еретических заблуждений. В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости как орган вселенской церкви, руководимый Духом Божьим.

 



 
PR-CY.ru