ВЕЛИКАЯ СХИМА

ВЕЛИКАЯ СХИМА – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую. Великосхимник дает особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Тем самым инок получает еще одного святого покровителя (т.е. после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует все больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Обеты великой схимы, в сущности, являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к еще более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет – вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Историк церкви А.В. Карташев отмечает, что великая схима на Востоке была введена сравнительно в позднее время (где-то до IX в.), и сама по себе представляет нечто неожиданное для монашества, потому что человеку, отрекшемуся от мира в малой схиме или в обыкновенном чине пострижения, не остается больше ничего, от чего бы он должен еще раз отрекаться. И составители чина великой схимы заставили постригаемого снова повторять те же самые обеты, которые он произнес (разумеется, не напрасно) при своем монашеском пострижении и которые при вторичном произношении звучат анахронизмом. Феодор Студит (IX в.) еще отрицал разделение монашества на два образа и признавал только один «подобно крещению». Но уже по редакции монашеского устава патриарха Алексия (XI в.) вводятся два образа. Поэтому и преподобный Феодосий Печерский усвоил данный порядок монашеских степеней. Но раз великая схима была признана за совершенную степень монашества, то логическая последовательность требовала облекать ей всех добропорядочных чернецов. Между тем греки распространили на Руси иной взгляд, превращая схиму в какой-то экстрим: великая схима представляла собой необходимое условие полноты монашеского звания и была в этом смысле обязательной. А это приводило к грубому нарушению равенства монастырской братии. Такое явление историки отмечают даже в Киево-Печерском монастыре.

 



 
PR-CY.ru