ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, первый

ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, первый (1869–1870 гг.) – двадцатый Вселенский, согласно принятому в Римско-католической церкви счету. Открылся 8 декабря 1869 г.; прервал свою работу 1 сентября 1870 г.; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 г. папа римский Пий IX (1846–1878 гг.) буллой «Postquam Dei munere» того же дня объявил его отложенным на неопределенное время (sine dei); не возобновлялся. Собор был созван буллой Пия IX «Aeterni Patris» 29 июня 1868 г. «для излечения множества болезней, одолевающих Церковь», а его работа была завершена в связи со вступлением в Рим войск Итальянского королевства под командованием Дж. Гарибальди и ликвидацией в 1870 г. Папского государства. Предполагалось, что Собор обсудит большое количество догматических и канонических вопросов, но из-за того, что работа Собора была прервана, на 4-х заседаниях было принято только две догматические конституции: о католической вере («Dei Filius) и о Церкви Христовой («Pastor aeternus»). В первом документе, принятом единогласно 24.4.1870, излагалась католическая позиция относительно Бога как Творца всех вещей и относительно естественного познания Бога человеком, сверхъестественного Откровения, веры и доверия и об отношении веры и разума. Участники Собора осудили рационализм, пантеизм, материализм и атеизм как течения, несовместимые с истинами католического вероучения. Выступая против фидеизма, Собор отметил, что на основе постижения сотворенного Богом мира возможно и постижение самого Бога, а также констатировал, что между верой и разумом нет никакого противоречия. Во второй конституции («Pastor aeternus»), принятой 29.7.1870, в ходе бурных дискуссий большинством участников Собора рассматривался принцип главенства римского папы не только над католической, но и над вселенской церковью. Конституция провозглашала позицию по ряду тем: примат апостола Петра, папа как преемник Петра, вселенская юрисдикция Римского епископа, догмат конституции как наиболее полное официальное изложение позиции Римско-католической церкви относительно папской власти. Проект находился на обсуждении Собора с 21 января 1870 г. и содержал 15 глав: первые 10 глав – о церкви вообще, 11-я и 12-я – о верховной юрисдикции (примате) папы, три последние – об отношениях между церковью и государством. Включенная позже в проект глава о папской непогрешимости (безошибочности) (лат. infallibilitas) вызвала острую реакцию ряда европейских держав: французский министр Дарю послал в Секретариат Церковного государства две ноты, выражавшие опасения в связи с предполагаемым определением; австрийское правительство направило ноту своему послу в Риме для передачи госсекретарю кардиналу Антонелли, выражавшую недоумение и озабоченность.

 



 
PR-CY.ru