ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 2

В этих произведениях наиболее ярко проявляется метод согласования «натуральной правды» со Священным Писанием, предложенный Василием Великим. Его проповеди в формальном отношении стоят на уровне чрезвычайно разработанной риторики, но в то же время по сути своей отличны от эстетского красноречия языческих софистов. Слово у него становится прикладным инструментом действенной пропаганды, убеждения, воздействия на умы. Среди толкований Василия Великого на библейские тексты более всего богаты элементами художественной словесности «Беседы на Шестоднев» – цикл проповедей на тему рассказа о сотворении мира. Серьезное содержание с очень живым изложением материала сделали его в Средние века популярнейшим чтением. Он породил множество переводов, переработок и подражаний (в том числе и в древнерусской литературе). Однако литературная деятельность Василия Великого была всецело подчинена практическим целям. Слово вновь становится, как во времена Перикла и Демосфена, прикладным инструментом действенной пропаганды, убеждения, воздействия на умы. Характерно, что Василий Кесарийский требовал, чтобы слушатели, не уловившие смысла его слов, перебивали его и просили разъяснения; он считал, чтобы быть эффективной, проповедь должна быть доходчивой. Из языческих писателей поздней античности на него оказал большое влияние Плутарх с его воспитательной хваткой и практическим психоанализом. Поэтому в историю Василий Великий вошел, прежде всего, как автор литургии, которая в православной церкви исполняется только во время великих церковных праздников (в остальные праздники – литургия Иоанна Златоуста). Его эпистолярное наследие очень обширно: около 325 писем и посланий, в которых, в частности, показывается превосходство христианской веры над античной метафизикой. Некоторые из канонических «Писем» вошли в состав церковных правил еще до 565 г. Поскольку Василий Великий был человеком очень популярным, о нем сохранилось много преданий. Одно из них гласит, что в 371 г., когда император-арианин Валент (около 328–378 гг.) предпринял новую поездку в Малую Азию ради укрепления арианства, только мужество Василия Великого спасло церковь Кесарии от подчинения ее арианам. Он отказался принять в общение арианских епископов, предшествовавших визиту императора Валента. Вслед за ними явился вельможа Модест, известный своей жестокостью, который потребовал от имени императора, чтобы Василий исключил из символа понятие «единосущный», угрожая в противном случае изгнанием, конфискацией имущества и пыткой. Василий с достоинством ответил, что не боится угроз, и отверг требования Модеста.

 



 
PR-CY.ru